Памяти патриарха самарской архитектуры

Jan 10, 2014 13:45



За время работы в журналистике мне ни разу не приходилось писать некрологи. На этой неделе все изменилось... ушел из жизни Ваган Гайкович Каркарьян.
Он был заслуженным архитектором России, членом-корреспондентом РААСН, но правильнее всего назвать его устаревшим словом «зодчий». Его вклад в архитектуру Куйбышева невозможно переоценить, а Самару невозможно представить без его проектов: Дворца Бракосочетаний, фонтана на площади Славы и Дома Советов («Белый дом»), без Дома актера и реконструированного здания Губернской думы. Многие его работы легли на полку: проект железнодорожного вокзала, предполагавший сохранение фасадов старого здания внутри нового, а монумент Славы, несмотря на первую премию на всесоюзном конкурсе, выполнили по проекту москвичей.

Он приехал в Самару сразу после окончания МАРХИ разрабатывать генплан города и остался здесь до конца своих дней. Каркарьян был в определенной степени человеком честолюбивым, но в то же время скромным и справедливым. Он любил говорить правду, даже если это касалось его самого. Например, все считают Вагана Гайковича автором проекта второй очереди набережной. Зодчий относился к этому несколько иначе. Не скрывая своего вклада в устройство главного городского променада, он до конца проект своим не считал. «Проект делал Годзевич, а я продолжил после его отъезда из Самары». Зато Каркарьян с большим удовольствием рассказывал историю приобретения скульптур для набережной. Делегация из четырех человек поехала с этой целью в Москву. Ваган Каркарьян и Василий Акимов направились в мастерскую Евгения Вучетича. Скульптор отказался дать своего Степана Разина, предложив взамен «Перековать мечи на орала». К тому времени эта работа уже была установлена перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке и рядом с Третьяковской галереей на Крымском Валу в Москве, так что Художественный фонд ее покупку не разрешил. Расстроенные, самарцы отправились на проходившую в те дни в Москве выставку украинского искусства. Там и были отобраны скульптуры, которые украшают сегодня набережную Волги - работы Валентина Знобы и Людмилы Кремневой.

Ваган Гайкович относился к той категории людей, о которых всегда думаешь, что они будут жить вечно. Поверить в то, что его не стало, очень сложно. Для целых поколений архитекторов он был коллегой, наставником, учителем. Харизматичный, принципиальный, решительный, он легко влюблял в себя. Хочется обойтись без пафоса (хоть он и уместен), но не получится - невозможно писать без эмоций про человека, которого считаешь своим учителем.

Мы оба с юга. Он из Баку, я из Тбилиси. Ваган Гайкович приехал в Самару в 24 года, я в 22. Нас разделяли 50 лет, но в разговоре с ним это никогда не ощущалось. Глаза мастера блестели, а его энергии мог позавидовать любой мой сверстник. Его любовь к Самаре, готовность защищать каждую улочку, дом или деревянный наличник всегда были для многих из нас примером для подражания. Много лет моей настольной книгой был «Модерн в архитектуре Самары» - подарок зодчего, после которого невозможно было не влюбиться в город на Волге. С годами я многому научился. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь я буду консультировать мастера при подготовке переиздания одной из его последних книг. Ваган Гайкович всегда общался на равных, и от этого складывалось ощущение, что стоишь с ним на одном уровне - безусловно, иллюзорное, но очень приятное.

Сейчас, когда зодчего не стало, я понимаю, какая бездна была между нами, как был велик он в своих поступках и помыслах, в своем стремлении спасти старую Самару, ее неповторимый облик, и какими маленькими были все мы, окружавшие его. Одно его слово стоило десяти наших.

Самара лишилась самого главного защитника старины. Во время прощания с зодчим в Доме архитектора говорили, что Самаре нужен градозащитник, который продолжит дело Каркарьяна. К счастью, есть люди, готовые подхватить знамя, мы продолжим его дело, но увы, фигур его масштаба в Самаре пока нет. С годами бумага пожелтеет, наши имена забудутся, а имя Вагана Каркарьяна останется в памяти горожан. Спасибо, Ваган Гайкович, светлая Вам память!

"Волжская коммуна", 10.01.2013.










































фотография, память, утраты, мои публикации, архитектура, Самара, Каркарьян, Волжская коммуна

Previous post Next post
Up