Провинциальные амбиции и взгляд со стороны

Nov 22, 2013 02:32



В амбициях ли дело или в излишней обидчивости, но этой осенью Самара в очередной раз продемонстрировала, что о ней можно говорить либо хорошо, либо никак.

В любом деле очень полезен взгляд со стороны. Часто он бывает если не объективнее нашего, то, как минимум, может указать на то, чего мы не замечаем. Как показала эта осень, большинству самарцев сторонний взгляд на наш город совершенно не нужен. В октябре и ноябре Самару посетили две известные столичные персоны - блогер Илья Варламов zyalt и писательница Татьяна Толстая tanyant. Воспользовавшись случаем, оба высказали свое мнение об увиденном здесь. Варламов в нескольких постах расписал плюсы и минусы городской среды Самары, а Татьяна Толстая подвергла критике скульптуру Буратино у дома-музея ее деда - Алексея Толстого.

Что происходило дальше в самарской блогосфере - догадаться совсем несложно. Негативные отзывы о самих критиках еще долго будут бродить по интернет-пространству, хотя, объективно говоря, и в постах Варламова, и в словах Толстой было то, к чему нужно бы прислушаться.

Чтобы понять, что с благоустройством Самары есть проблемы, а городская среда нуждается в реновации, совсем необязательно быть специалистом. А услышать мнение и советы по улучшению среды от человека, профессионально занимающегося городскими проектами отнюдь не бесполезно.

С Толстой все проще. Во-первых, писательница не стала вникать в историю установки и назначение скульптурной композиции. Во-вторых, стоит прислушаться к ее мнению, что "реалистические памятники людям со всеми анатомическими подробностями - это XIX век". Если же говорить об этой конкретной скульптуре, то я, как человек, причастный к установке композиции, даже рад высказыванию Татьяны Никитичны. Пусть оно и негативное, но такого резонанса вокруг скульптуры Буратино не было с того момента, как ее открыл депутат Хинштейн.

Оба высказывания, и Варламова, и Толстой, могли бы стать поводом для переосмысления или хотя бы для конструктивного разговора и обсуждения озвученных москвичами проблем. Но Самара - другой город (не путать с одноименным интернет-порталом). Несмотря на объективную провинциальность, амбиции здесь вполне себе столичные. Есть ли для этого основания - отдельный, не менее важный вопрос.

Многие самарцы считают, что учиться у столицы нечему. «Можем мы и сами шевелить усами». Вот только в одиночку если не катимся назад, то топчемся на месте. Если бы истории с Варламовым и Толстой были единственным примером подобной реакции горожан, можно было бы списать это на излишнюю обидчивость, но подобное регулярно происходит во всех сферах, в том числе профессиональных сообществах. К приезжим, а особенно москвичам и питерцам, мы относимся как к каким-то интервентам. То нам не нравится Дмитрий Коган и его проекты, пусть он и возит камерный оркестр Самарской филармонии по всему миру. То архитекторы ревностно относятся к участию в самарских проектах столичных коллег. Ответ во всех случаях один - мы тут сами разберемся, у нас тут всё (все) есть. И критиковать нас не надо, мы же не говорим, что у вас в Москве что-то не так... А вот хвалить - пожалуйста.

Самара, конечно же, город живой, но почему-то мы к нему относимся как к усопшему, о котором либо хорошо - либо никак. Ведь критики уедут в свой Федор-Кузьмичск, а мы останемся со своими нерешенными проблемами, со своей Самарой, которую мы не даем в обиду, но и не спешим в ней что-то менять.

ЖЖизнь, скульптура, КультСамара, Самара, Волжская коммуна, мои публикации

Previous post Next post
Up