Обсуждать с Димой и Машей Храмовыми проектирование и строительство стадиона в Самаре мы начали буквально на следующий день после переноса места строительства в район Радиоцентра. Перспективы развития района Радиоцентра, Стрелки и города в целом казались туманными. Спустя некоторое время, когда ситуация прояснилась, мы вновь встретились, чтобы более предметно обсудить эти вопросы.
- Как вы относитесь к переносу стадиона со Стрелки в район Радиоцентра?
Мария: То, что город развивается в сторону Тольятти, - это логично. Если рассматривать это как некий органический процесс, как движение истории, то в этом есть какая-то закономерность. Подсознательно мы движемся вдоль реки. То, что мы идем к Тольятти, - это подсознательное движение вдоль Волги.
- В ноябре мы предполагали, что проектировать стадион будут иностранцы. С тех пор ситуация изменилась.
Дмитрий: Я не уверен, что она изменилась. То, что подряд выиграл ТеррНИИгражданпроект, еще не значит, что они не наберут себе на субподряде тех же иностранцев. По своим возможностям они вряд ли смогут осилить этот объект исключительно своими силами. Если говорить о немецкой компании, которая приезжала в Самару, то у них, конечно, больше опыта в проектировании такого объема. Есть и другой вариант. Ходили слухи, что могут взять казанский проект, а ТеррНИИгражданпроект будет заниматься только привязкой, поскольку купить готовый проект намного дешевле, чем проектировать новый.
- Каким образом обычно взаимодействуют иностранные и наши компании?
Дмитрий: Если сплетать иностранцев с нашими, иногда получается абракадабра. Например, как-то питерские архитекторы Герасимов и Чобан получили заказ на проект жилого дома. Отдали конструктив и архитектуру иностранцам, а сами должны были вести привязку и авторский надзор. Когда подрядчик открыл сделанный иностранцами проект, он вообще ничего не понял - там совершенно другие нормы расчета. В экспертизе тоже ничего не поняли и сказали, что все рассчитано неправильно. Принципы проектирования и расчета за границей совсем другие. В результате нашим пришлось делать проект заново по местным нормам.
В нашей ситуации, если проектированием будет заниматься иностранная компания, то, допустим, архитектурная идея может быть иностранная, а расчеты, связанные со строительно-конструктивной частью, есть смысл отдавать нашим специалистам.
- В Самаре есть специалисты, которые владеют опытом проектирования конструкций для подобных сооружений?
Дмитрий: Опытный конструктор может спроектировать и стадион. Например, когда проектировали здание железнодорожного вокзала, многие не верили, что можно сделать башню из металлоконструкций. По сути, для того времени (да и сейчас) это уникальная конструкция - там внутри пандус. Это все сделали наши специалисты. Наша вера в варягов - это исконно русское...
- Местное архитектурное сообщество очень ревностно относится к любым приезжим специалистам, российским или зарубежным. Понятно, что будет шум, если приедут чужие. А надо ли рисковать использовать своих без опыта?
Дмитрий: Сегодня это настолько условно... Любая иностранная строительная организация подвязана на аутсорсинговых компаниях. Например, индийские архитекторы проектируют половину современной Европы. В Индии прекрасные конструкторы, которые рассчитают любые мосты, консоли и фермы до миллиметра. Им скидывают эскиз идеи, они делают готовые проекты и пересылают их по интернету. Мы говорим про варягов и местных, а это всего лишь борьба брендов и капитала. На самом деле все просто: определенные люди пытаются освоить финансы, привлекают для этого бренд, который гарантирует им привлечение этих финансов. Это нормально.
Почему набережную в Марселе делает Норман Фостер? Там объявляли конкурс, в котором победил проект марсельского архитектора. Мэр сказал, что проект красивый, но набережную будет делать Фостер, потому что это бренд. Наши архитекторы, конечно, должны возмущаться, потому что в городе реально нет интересной работы. Я "ковыряюсь" с интерьерами, потому что нет возможности делать что-то другое. Я знаю, что бюджет наверняка пройдет мимо меня, а "коммерческие проекты" - это максимум коробки торговых центров. И все! Больше ничего у нас не строится. Понятно, что когда речь идет об уникальном сооружении и привозят иностранцев - становится обидно. Почему мы не можем? Можем! Дело опять же в войне брендов.
- Вы анализировали со студентами строительство стадионов по всему миру за последние несколько лет. Сколько времени, в среднем, занимало проектирование и строительство стадионов?
Мария: "Олимпийский" в Киеве строился три года, с 2008 по 2011. Когда мы начинали со студентами анализировать построенные стадионы, мы не подбирали их по нормам нашего города.
Дмитрий: Нам было важно структурно разобрать каждый стадион исходя из уникальности его конструкции, формообразования, исходя из соединения его функций. У стадиона не только спортивная функция. В каждом городе мы анализировали - что туда привлекается, чтобы он жил как некий структурный центр, не только спортивный, что остается, когда пройдет чемпионат.
- Что будет с центром города в связи с переносом строительства стадиона на Радиоцентр?
Дмитрий: С центром, я думаю, все будет хорошо. Новые собственники элеватора настроены на совместную работу по реализации проектов, связанных с обновлением этой части города как рекреационной зоны с общественными функциями, с торговыми функциями, с функциями, которые создали бы достаточно серьезный бренд города на Стрелке.
- Что будет с концепцией "Артполиса", в прошлом году презентованной в областной библиотеке?
Дмитрий: Она будет модифицироваться. Основа остается. Я уже обсуждал ее с новыми собственниками, и мы друг друга поняли.
- Решение собственников как-то зависит от планов по строительству стадиона на стрелке, а затем разбитию там парка, или это независимое решение?
Дмитрий: Это совершенно независимое решение.
- Т.е. интерес собственников недвижимости в центре и инвесторов остается прежним, несмотря на перенос строительства стадиона?
Дмитрий: Если бы не было решения по стадиону, тема элеватора так бы и висела в воздухе. Стадион активизировал внимание к этому месту и ушел оттуда, а внимание осталось. Если бы не было в свое время решения по Стрелке, не было бы и дальнейшего развития событий сейчас.
- Когда можно будет говорить о переходе от концепции к реализации?
Дмитрий: Пока по срокам ничего не могу сказать. Новые собственники заинтересованы в большем коммерческом использовании территории. Речь идет о торговых сетях, о моем проекте по реконструкции бетонных башен под десятизальный кинотеатр. Есть определенные пути развития, мощные, которые были бы интересны как в плане новых общественных и развлекательных пространств, так и для создания крупного очага культуры, бренда - такого, как "Артполис".
- На жителей каких районов будет рассчитан комплекс?
Дмитрий: "Артполис" будет общегородским центром. Коммерческая инфраструктура, кинотеатры, торговые центры и пр. рассчитаны на 116-й километр, Сухую Самарку, новые районы Заречья и сам центр города, в котором нет чего-то более-менее крупного. Для нас главное, что будет осваиваться сама Стрелка.
- В проект элеватора включена первая очередь набережной Самарки, или это будет стоянка для яхт?
Дмирий: Я думаю, что берег обязательно будет использоваться под рекреационную зону. Для собственника выгодно размещение там яхт-клуба, но пространство будет привлекательным и коммерчески выгодным, если оно будет иметь некую рекреационную оболочку, связанную с общим имиджем безопасной благоустроенной территории.
- Как будет развиваться другая часть города? В частности, район Радиоцентра?
Дмитрий: Стадион в районе Радиоцентра активизирует другие разнообразные проекты, связанные с жильем. Если туда заронили зерно, то вокруг все будет развиваться. Это будет происходить само собой. Уже происходит. Напротив автомобильного центра будет новая застройка на основе панельного домостроения. В январе-феврале запустят завод по производству бетонных панелей. Застройщиком выступает сам производитель. Район будет малоэтажный, со своими рекреационными зонами, небольшие квартиры по типу студий от 25 метров по выгодной цене. В пределах 700 тысяч рублей можно будет купить квартирку в достаточно модном районе. Рассматриваются интересные варианты уличного освещения. Предлагается использование встраиваемых в панели экологически чистых люминофорных составляющих. Днем этот материал собирает свет, а ночью отдает.
Архитектурные решения не похожи на наши 90-е серии - это будут технологичные, проверенные западные строения. Мы сейчас организовали студенческий конкурс на эту тему. В середине февраля объявим результаты. На основе победивших проектов уже с нашим участием пойдет дальнейшая разработка альбомов для использования проектов не только в Самарской области, но и за ее пределами.
Оригинал на сайте Волга Ньюс.