Подходит к концу многолетняя реставрация особняка Курлиной - одного из самых ярких примеров стиля модерн в Самаре. Автором здания считается московский архитектор Алекандр Зеленко. О некоторых итогах мы уже можем судить сейчас, и, к сожалению, уже можно хвататься за голову. Первое, о чем я хочу поговорить - это балкон особняка, выходящий на улицу Фрунзе. Меня подмывает высказаться жестко по поводу качества его исполнения, но постараюсь написать сдержанно. Вот так он выглядит сейчас, после проведения реставрационных работ. А вот так он выглядел раньше...
До начала реставрации балкон был в полуразрушенном состоянии. В 2010 году, во время осмотра особняка архитекторами, даже поднимался вопрос о том, чтобы его огородить, обезопасив тем самым прохожих.
К счастью, до обрушения дело не дошло. Обратите внимание, как хорошо "сочетается" полукруглый переплет двери и низ балкона. Внимательный специалист, занимающийся модерном и знакомый с композицией и линиями особняка Курлиной, сразу заметит, что форма балкона неестественна, она дисгармонична дверному заполнению, безжизненна, я бы даже сказал топорна.
А теперь давайте сравним с тем, что было в оригинале, сразу после строительства здания.
Почувствуйте разницу, как говорится... Изгиб нижней части балкона округлый, как и переплет двери, они взаимодействуют между собой.
В отличии от той трапеции, которую мы можем наблюдать сейчас. На одной архивной фотографии создается ощущение трапеции, но формы там все же более закругленные.
Не хочу вешать ярлыков на проектировщиков, поэтому оставлю вопрос о том, с чем это связано открытым. Надеюсь, Наталья Басс, выполнявшая проектные работы, ответит на него. Что это - ошибка проектировщика или некачественная работа подрядчика? Второе велось под авторским надзором архитектора, поэтому никто, кроме Натальи Иосифовны ответа на этот вопрос не знает...
Но это еще не все, к сожалению... Обратите внимание на угол наклона ограждения балкона.
На всех трех архивных снимках видно, что ограждение имеет наклон в сторону особняка. Асимметричная композиция, кривые линии, обтекаемые формы - все эти признаки были присущи стилю модерн, особенно раннему.
Для примера можно посмотреть на балкон особняка Рябушинского, построенного по проекту Федора Шехтеля в Москве в 1902 году. Этот дом многие исследователи обоснованно считают прототипом особняка Курлиной. Как известно, в 1901 году Зеленко уехал из Самары в Москву по приглашению Шехтеля и некоторое время работал в его мастерской. Именно к этому периоду относится строительство особняка Рябушинского, а потом и дома Курлиной в Самаре. Так вот, о балконе Рябушинского. Обратите внимание на формы и линии балкона, насколько он гармоничен в сочетании с модерновым оконным переплетом под ним. Балкон особняка Курлиной гораздо скромнее изначально, но и он задумывался с учетом остальных элементов фасада, их сочетания и общих тенденций стиля модерн. А сейчас...
Сейчас наклонный балкон сделан под углом в 90 градусов. Он не обтекаемый. Даже покатые опорные конструкции сейчас не перетекают в ограждение. Ступенчатость, угловатость, топорность, безжизненность - вот как я бы охарактеризовал восстановленный балкон особняка. Эта деталь не достойна роскошного особняка столичного уровня. Этот балкон мог бы украсить какой-нибудь провинциальный домик, но не эту работу архитектора Зеленко. Я не буду вешать ярлыки и искать виновных. Басс ли несет за это ответственность, подрядчик ли - неважно. Важно то, что мы имеем дело с непрофессионализмом, а как результат, до следующей реставрации(?) будем вынуждены наблюдать этот балкон на "жемчужине самарского модерна"...