После публикации письма президента Российской академии архитектуры и строительных наук Александра Кудрявцева губернатору Николаю Меркушкину с просьбой остановить ремонт на фасаде Самарской областной библиотеки и взять под контроль ситуацию с фабрикой-кухней, в интернете началось бурное обсуждение ценности здания областной библиотеки.
Здание построено в стиле позднего модернизма и является одним из лучших библиотек в СССР. Паша Новиков
matrokreazoth опубликовал
воспоминания Гозака, где он говорит о том, что первоначальный проект был совсем иной и библиотека не такая, какая должна была быть по задумке автора, в том числе и ее облицовка. В архитектуре это болезненная тема, да. Если вспоминать самарский опыт, то можно назвать, например,
особняк Сурошникова, построенный по эскизам Федора Шехтеля. Щербачев значительно изменил первоначальный проект. А ДК Куйбышева, который пришлось переделывать в ходе строительства? Или здание
телеграфа (радиодома), которое приобрело элементы неоклассицизма тоже в процессе строительства. Все эти здания имеют такую же ценность, как если бы были построены по первоначальному проекту. Так и с библиотекой. Изменения в проекте не уменьшают значение этого "памятника" для Самары, и возмущение архитекторов вполне обосновано:
На днях президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Кудрявцев обратился с письмом к губернатору Самарской области Николаю Меркушкину, сообщает корреспондент Волга Ньюс. В письме Александр Кудрявцев отметил, что лучшие образцы архитектурного наследия советского периода Самары занимают ключевые места в истории всех больших стилей XIX - XX веков. При этом академик выразил крайнюю обеспокоенность судьбой двух историко-культурных объектов: зданий Самарской областной универсальной научной библиотеки и бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова.
Здание Самарской областной научной библиотеки, построенное в 1986 г. по проекту выдающегося российского архитектора Андрея Гозака (1936-2012), по мнению архитектурного сообщества, является лучшим зданием библиотеки, построенным в СССР. Оно обладает всеми признаками объекта культурного наследия. Однако, по закону, статус памятника архитектуры присваивается постройкам не моложе 40 лет.
"Большую обеспокоенность вызывают начавшийся ремонт фасада здания и реконструктивные работы, проводимые вне правового поля, что может привести к "исчезновению" для будущих поколений уникального и ценного сооружения - нового памятника архитектурного наследия ХХ века", - сообщает Кудрявцев, являющийся также председателем секции по архитектуре советского периода научно-методического совета по культурному наследию при Минкульте РФ.
Он просит губернатора Самарской области обязать ведомства приостановить указанные реконструктивные работы. По мнению академика, их возобновление возможно после проведения историко-культурной экспертизы и разработки на ее основании технического задания, после чего должен быть подготовлен, согласован и утвержден проект изменения фасада в порядке, определенном законодательством РФ.
Фабрика-кухня. Фото Юрия СтрельцаАлександр Кудрявцев также выразил озабоченность судьбой здания бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова, построенного по проекту архитектора Екатерины Максимовой в 1932 г. и вошедшего в международные монографии, путеводители и учебники по архитектуре. Информация о планах собственника объекта по сносу и строительству на его месте многоэтажного комплекса неоднократно появлялась в федеральных и зарубежных СМИ. В данный момент планируется включение здания в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
"Здание бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова, - сообщает архитектор, - являет самые передовые художественные, инженерные и этические новации архитектуры советского авангарда - стиля, выдвинувшего отечественную архитектуру в лидеры мирового зодчества. Это единственный в мире памятник архитектуры, обладающий уникальными конструктивными решениями, буквально воплотивший в плане символику союза людей труда - эмблему серпа и молота. Искажение или утрата данного памятника архитектуры станет невосполнимой потерей не только для национальной культуры".
Александр Кудрявцев обращается к главе региона с просьбой обозначить официальную позицию о будущем уникального здания и взять под личный контроль выполнение государственной обязанности по охране всемирно известного сооружения. Реконструкция объекта, по мнению президента Академии, могла бы стать удобным поводом для восстановления первоначального авангардного облика здания.
Также Александр Кудрявцев просит губернатора дать указание соответствующим подведомственным организациям обязать собственника здания провести противоаварийные и реставрационные работы либо на законном основании организовать отчуждение или выкуп объекта из бесхозяйственного содержания.
Виталий Стадников, главный архитектор Самары:
- Столь радикальные ремонтные работы должны проводиться на основе разработанного проекта с учетом качества материала, который был применен изначально. Ни в коем случае не должно быть ухудшения материала. Здание областной библиотеки формально не является памятником, но по предмету охраны там есть полный состав: и индивидуальный проект, и ориентация на проекты известных авторов - финского архитектора Алвара Аалто, который был главным разработчиком библиотек в ХХ веке. Автор же проекта Андрей Гозак сам являлся во многом гением-интеллектуалом, который был главным библиографом Алвара Аалто. Безусловно, здание сделано под влиянием европейской архитектуры с очень высоким качеством для своего времени. Это одно из двух или трех лучших зданий библиотек, реализованных в советское время. Оно транслирует все модернистские принципы. И по конструктиву, и по архитектуре, и по культурному наполнению, и по авторству, и по всем остальным позициям это здание выдающееся. Нужно бороться за то, чтобы сохранить его аутентичные свойства (т.е. не менять окна на пластиковые, а плитку из известняка на керамогранит), а попробовать найти материалы в том же качестве, сделать проект и на основе утвержденного проекта сделать ремонт.
Статья на сайте Волга Ньюс.
А вот сам текст письма:
Губернатору Самарской области
Меркушкину Н.И.
Уважаемый Николай Иванович!
Самара обладает богатым историческим и архитектурным достоянием, которое является частью культурного образа просвещенного российского города. Лучшие образцы архитектурного наследия советского периода Самары занимают ключевые места в истории всех больших стилей XIX-XXвеков, но при этом крайнюю обеспокоенность вызывает судьба следующих историко-культурных объектов.
Например, трагическая судьба всемирно признанного памятника русского авангарда - здания бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова (1932 год, архитектор Максимова Е.Н. Самара, улица Ново-Садовая, 149), планируемого к включению в Единый Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и вошедшего в международные монографии, путеводители и учебники по архитектуре; информация о намерениях собственника здания снести памятник для строительства на его месте многоэтажного коммерческого комплекса в нарушении законадательства РФ по охране объектов освещалась федеральными (Россия 24, НТВ, ТВ 5) и международными СМИ (TheGuardian, TheObserver, Forbes) средствами массовой информации.
При этом здание бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова являет самые передовые художественные, инженерные и этические новации архитектуры советского авангарда, стиля выдвинувшего отечественную архитектуру в лидеры мирового зодчества. Это единственный в мире памятник архитектуры, обладающий уникальными конструктивными решениями, буквально воплотивший в плане символику союза людей труда - эмблему серпа и молота. Искажение или утрата данного памятника архитектуры станет невосполнимой потерей не только для национальной культуры.
Общественные организации самостоятельно обеспечили проведение государственной историко-культурной экспертизы здания, направив ее в объеме, предусмотренном законом в Министерство культуры Самарской области.
Просим Вас обозначить официальную позицию о будущем уникального сооружения, и взять под личный контроль выполнение государственной обязанности по охране всемирно известного здания бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова, реконструкция которого могла бы стать удобным поводом для восстановления первоначального авангардного облика здания, и просим Вас дать указание соответствующим подведомственным организациям обязать собственника здания провести противоаварийные и реставрационные работы, либо на законном основании провести отчуждение или выкуп объекта из бесхозяйственного содержания.
Также, в зоне повышенного риска находится знаковая постройка Самары - здание областной научной библиотеки (1986 год, пр. Ленина) выдающегося российского архитектора А.П. Гозака - лучшее, по мнению архитектурного сообщества, здание библиотеки Советского Союза, обладающее всеми явными признаками памятника архитектуры, но которое в силу временных особенностей действующего законодательства пока не может быть включено в Государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Большую обеспокоенность вызывает начавшийся ремонт фасада здания и реконструктивные работы, проводимые вне правового поля, что может привести к «исчезновению» для будущих поколений уникального и ценного сооружения - нового памятника архитектурного наследия ХХ века.
Просим Вас обязать ведомства, приостановить указанные реконструктивные работы, до подготовки технического задания, основанного на историко-культурной экспертизе Секции по архитектурному наследию советского периода, разработки, согласования и утверждения проекта изменения фасадов в установленном законодательством порядке.
Благодарим Вас, господин Губернатор, за понимание и содействие в решении дальнейшей судьбы указанных памятников архитектуры, реставрация которых позволит Самарской области обрести уникальные культурные и туристические достопримечательности.
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук
Председатель Секции по архитектурному наследию советского периода Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации памятников истории и культуры народов РФ.
Кудрявцев Александр Петрович
Сканы письма можно посмотреть на сайте "Новой газеты в Поволжье"
Виталий Стадников, Андрей Гозак и Наталья Душкина на презентации сборника "Самара. Наследие под угрозой" В Самарской областной библиотеке. Фото
Андрея Кириллова.
К сожалению, Андрея Гозака не стало 17 апреля 2012 года. А может и к счастью. Будь жив мастер, он бы вряд ли позволил делать подобное с его работой, пусть и осуществленной не по первоначальному проекту.
На сайте
http://archi.ru Виталий Стадников
вспоминает мастера следующим образом:
"Есть мнение, что человек ходит по вертикали, отличаясь этим от обезьяны.
Гозак ходил по горизонтали, отличаясь от обезьян, ползущих вверх.
Не нажив генеральских погон он собрал вокруг себя несметную армию поклонников и, конечно же, поклонниц …хорошей архитектуры. Просто «хорошей» - он умел объяснять самые сложные вещи так просто.
- Варю уху - лосось со сливками, макароны по-флотски, студенты придут, виски несут.
- А что они все время к Вам ходят?
- А я дома теперь им лекции читаю, чтоб слайды не таскать.
Если кто и мог наделить духовностью модернистов, так это он. Выше всякой логики, прямо к чувствам, он влюблял в Аалто, Мельникова, Леонидова или в дерево или кирпич, во все настоящее, не принимая ничего фальшивого, синтетического. Он просто хранил всю жизнь кедровую шишку, которую прислал ему отец из лагеря: и больше не надо объяснять, почему подменять подлинное копией - ненормально.
Сейчас я пошел работать архитектурным чиновником в нашу любимую с Гозаком Самару, где он построил прекрасное здание областной библиотеки. Наблюдая, как дружно и безоглядно коллеги уничтожают память города, я вспоминаю эту шишку и думаю: Господи, дай этим людям любовь к себе и своим предкам. Как давал ее Андрей Павлович всем окружающим.
Вспоминая Гозака надо улыбаться, а не лить слезы. Уныние - грех!"