Полторы недели назад Министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова
спросила в самарском ЖЖ-сообществе, как самарцы отнеслись бы к переносу памятника Куйбышева в один из скверов на возле театра. Естественно, всем стало интересно, откуда вдруг у министра появилась такая мысль. Долго выяснять не пришлось. Вопрос переноса связан с планируемым благоустройством площади по проекту Дмитрия и Марии Храмовых.
На этой неделе вышла моя статья в "Новой" на эту тему. Обсудили этот вопрос в том числе и с Димой. В тексте есть его обширный комментарий. Название статьи навеяно позапрошлогодним постом Павла
kraeham на тему восстановления кафедрального собора на площади. Под катом фотографии и текст статьи.
Ровно год назад «Новая» писала о переименовании площади Куйбышева и планах по ее реконструкции. В августе этого года тема реконструкции площади, которая обсуждается уже не один десяток лет, вновь стала актуальной. Поводом для обсуждения стало обращение министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой к самарскому ЖЖ-сообществу с вопросом по поводу переноса памятника Куйбышеву в один из скверов возле оперного театра.
Как и следовало ожидать, мнения по этому поводу у жителей города разделились, однако что стало причиной такого вопроса министра? Не секрет, что площадь Куйбышева, одна из крупнейших площадей Европы, имеет огромнейшее значение для Самары как в архитектурно-градостроительном отношении, так и в культурной жизни города. Пространство площади ежегодно используется для проведения различного рода мероприятий и является одним из любимейших мест отдыха горожан и гостей Самары. Многие специалисты считают, что площадь в нынешнем, «аутентичном» состоянии требует обновления.
Неудавшиеся попытки реконструкцииПервые попытки реконструировать главную площадь города были предприняты еще в 1980-х. Среди прочего для «оживления» площади предлагалось разбить ближе к улице Чапаевской фонтаны. При этом вопрос о переносе памятника Куйбышеву, естественно, не поднимался. Участвовавший в разработке данного проекта член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук Ваган Каркарьян рассказал, что проект не был согласован партийным руководством, и идея реконструкции площади была отложена. В то же время Ваган Гайкович выступает против переноса памятника и тем самым уничтожения архитектурного ансамбля площади, созданного более 70 лет назад. В своем комментарии газете «Коммерсантъ Волга» Каркарьян отметил: «Мне самому не очень нравится этот памятник, но надо понимать, что это часть нашей истории, символ эпохи и часть архитектурного ансамбля всей площади».
«Сюрреализм»Следующим к вопросу переустройства главной площади города обратился самарский архитектор Леонид Кудеров. К счастью, информации о том, что реализация этого проекта обсуждалась или планируется к обсуждению, нет (будем надеяться, и не будет). Проект предполагал активное включение площади в структуру городского центра, что, с одной стороны, хорошо. Однако это планировалось сделать за счет размещения на площади подземного городского музея (Музея истории храма), в зоне двух скверов расположить на различных уровнях объекты культурно-рекреационного значения и ресторан, а «фоном» театру послужило бы высотное здание на улице Галактионовской, на верхних этажах которого располагается гостиничный комплекс. Воистину, нет предела человеческой фантазии…
Соборная площадьСледующее «посягательство» на площадь Куйбышева предполагалось в виде восстановления ней Кафедрального собора, снесенного в 1930-х. Администрация мэра Тархова поддерживала эту инициативу, однако идея с восстановлением собора была отвергнута городским сообществом, а новый мэр города эту идею не поддержал, несмотря на слухи о давлении на него со стороны самарской епархии. В любом случае, проект строительства собора на время отложен. Благодаря новой администрации не состоялось и переименование площади Куйбышева в Соборную.
От храма к ХрамовымНаконец речь зашла и о новом проекте, предлагаемом Дмитрием и Марией Храмовыми. Интересный во всех отношениях проект не предполагает кардинальных изменений на площади и строительства грандиозных сооружений. Именно идея Храмовых стала основанием для обсуждения переноса памятника. Дмитрий Храмов согласился вкратце описать проект возможной реконструкции и высказал свое мнение по поводу переноса памятника в сквер:
«Наше предложение по переносу памятника Куйбышеву с площади в прилегающий к ней сквер является не самоцелью, связанной с какими-то политическими и идеологическими предпосылками. Этот шаг - один из этапов предлагаемой нами реконструкции и благоустройства центральной площади города.
Современное состояние площади не отвечает функции ее как резервуара культурных событий и места ежедневного времяпрепровождения и отдыха горожан. Сравнивая ее с европейскими площадями, которые насыщены активной повседневной жизнью, грустно видеть нашу площадь в образе плаца, ведь у нее большой потенциал общественного пространства. Активизацию этого потенциала мы предлагаем осуществить путем реконструкции четырех скверов с четким их функциональным назначением и планировочно-пространственным раскрытием их в город, созданием пятого сквера по оси ул. Рабочей на ул. Галактионовской и созданием рекреационного пространства с интерактивными свето-музыкальными фонтанами вдоль всего главного фасада театра. Используя новые технологии, фонтан предлагается перекрыть решеткой в уровне мощения площади, скрытые чаша и конструкции фонтана не будут мешать обычным мероприятиям на площади, тогда как объемно-пространственное решение самих струй может быть срежиссировано в зависимости от событий на площади.
Такая пространственная доминанта гораздо сильнее композиционно будет «держать» весь ансамбль площади, соответствуя как классицистическому симметричному построению ее относительно фасада театра, так и модернистскому мощному движению пространства от ул. Красноармейской к ул. Вилоновской. Существующий памятник Куйбышеву, созданный скульптором для восприятия вблизи и снизу проходящими колоннами демонстрантов, не выполняет необходимой композиционной роли пространственной доминанты площади. Для сохранения исторической памяти и связи поколений памятник предлагается сохранить, перенеся его в прилегающий к театру Мемориальный сквер, создав ему соответствующее пространство для восприятия, выгодно подчеркнув его как произведение искусства в замыслах скульптора. Мы знаем, что по поводу переноса существует множество полярных мнений общественности. Выявив их, можно пойти на компромисс и вписать памятник в концепцию реконструкции, но наше предложение по переносу, своего рода реабилитация его, на наш взгляд, более честное и чистое решение».
В беседе с Дмитрием Храмовым мы обсудили плюсы и минусы существующего ансамбля площади и в частности расположенного на нем памятника Куйбышеву. Художественные качества памятника работы известного советского скульптора Матвея Манизера мы не обсуждали. Несомненным является то, что памятник является историческим и художественным наследием Самары, и вопрос его ликвидации даже не может быть рассмотрен. Как заметил Дмитрий Храмов, критике можно подвергнуть любое произведение. Объективной критики заслуживает и работа архитекторов Каценеленбогена и Троцкого, как перегруженное массивными декоративными элементами здание театра, так и расположение памятника Куйбышеву и его восприятие с различных точек площади.
«Не им убирать то, что не они создавали», - отметил Ваган Каркарьян в комментарии «Самарской газете». Приблизительно это же мы обсудили и с Дмитрием. Возможно, ленинградские архитекторы допустили ошибки при проектировании площади Куйбышева, однако исправлять их ошибки спустя более чем 70 лет нелогично.
И волки сыты, и овцы целыАрхитектурный ансамбль площади сформирован, и любое посягательство на его целостность будет исторической ошибкой. Возможно лишь дополнение существующего ансамбля, оживление площади и включение ее в жизнь города, что и предлагают Храмовы. При этом перенос памятника Куйбышеву не является обязательным условием. Архитекторы готовы рассматривать реконструкцию площади с учетом памятника. На мой взгляд, это было бы самым правильным решением. Нужен компромисс, и он достижим. Давайте строить новое, не разрушая то, что было сделано до нас. Давайте уважать историю и труд наших предшественников, и тогда наш город, я уверен, будет еще краше и лучше.
Новая газета в Поволжье №33 (74) 01.09.2011.