В сегодняшнем номере "Новой"
вышла моя статья на очень актуальную для Самары тему. О нехватке мест в детских садах я уже писал в конце прошлого года, анализируя способы решения этой проблемы:
http://golema.livejournal.com/100255.html. Городская администрация активно занялась этим вопросом и в ходе проверок департамент управления имуществом выяснил, что в городе есть 14 (15?) ПУСТЫХ зданий бывших детских садов. О части этих зданий еще в конце декабря
писал в своем блоге Вадим Кужилин
vadio77 . Казалось бы, сам Боги велел незамедлительно найти в бюджете средства и начать их восстановление, тем более, что областная администрация готова оказывать финансовую помощь в этом вопросе. Вместо этого, горадминистрация приняла другое решение. В скором будущем муниципальные здания будут отданы в концессию частным компаниям...
«Новая» вновь возвращается к теме детских садов в Самаре, вернее, их нехватки. Все мы помним историю со сдачей в концессию парка Гагарина, которую приравнивали к продаже парка частной компании. Еще в конце марта мэр Самары Дмитрий Азаров добился в суде расторжения договора концессии по парку, вернув его на баланс муниципалитета. Не прошло и месяца, как администрация города подготовила другие объекты для передачи по договору концессии. На этот раз детские сады.
В своем докладе на очередном заседании правительства Самарской области 14 апреля заместитель председателя правительства Самарской области, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Г.Р. Хасаев, говоря о проблеме нехватки мест в детских садах, заявил: «Главной задачей является принятие и реализация областной целевой программы «Строительство и реконструкция дошкольных образовательных учреждений в Самарской области» на 2011-2020 годы». После многочисленных заявлений горадминистрации о привлечении областных и федеральных средств на решение этой проблемы логично было бы предположить, что город использует все возможности, чтобы включить максимальное количество муниципальных учреждений в эту программу. Вместо этого ровно через неделю, 21 апреля, заместитель мэра Самары Александр Карпушкин подписывает перечень объектов, включающий 15 бывших зданий детских садов, рекомендуя их к передаче по концессионным соглашениям с условием внесения инвестиций в их создание или реконструкцию. Решение, мягко говоря, не соответствующее многочисленным заявлениям горадминистрации.
После октябрьских выборов новая администрация Самары активно взялась за решение проблемы нехватки мест в детских садах.
В ноябре на открытии дополнительных групп в одном из детских садов новый мэр Самары Дмитрий Азаров заявил: «Очень хорошо, что существует областная программа строительства детских садов, мы обязательно будем в ней участвовать и рассчитываем на помощь областного правительства. Конечно же, и сами мы не должны сидеть «сложа руки». В наших планах - и аренда помещений, и создание условий для образования частных детских садов, и перепрофилирование зданий, и возврат зданий детских садов, которые сегодня занимают те или иные чиновничьи структуры». За пять месяцев, прошедших после этого заявления мэра, уже можно судить о том, как исполняются данные слова градоначальника.
Начнем с того, что мэрия действительно продолжила судебный процесс с различными структурами, занимающими здания бывших садов. Однако, как показала практика, с частью госструктур были заключены мировые соглашения. С ними заключены договоры аренды, т. е. ситуация изменилась только в той части, что раньше эти организации занимали детские сады бесплатно, а теперь будут за это платить. Это замечательно, но что же делать с необходимостью этих помещений для размещения в них садов?
В ходе проверки департамент управления имуществом обнаружил, что в Самаре есть пустые здания бывших детских садов, находящиеся в собственности муниципалитета. Вначале их было восемь, но, судя по последним данным, их число выросло до 15. Департамент управления имуществом планировал передать эти здания в департамент образования для последующего ремонта и использования, но в последнем с этим не спешили.
16 марта на очередном рабочем совещании при главе города руководитель департамента образования Надежда Колесникова сообщила мэру, что девять из 40 осмотренных бывших детских садов в ближайшее время вновь начнут функционировать по своему первоначальному назначению.
Итак, Самаре повезло. У муниципалитета оказалось такое количество пустых зданий бывших детских садов. Это большая удача, т. к. основной проблемой в этом вопросе является наличие здания и земли под ним. Суммарная площадь только восьми садиков из 15 составляет 8201,1 кв. м. Можно предположить, что в этих зданиях может появиться не менее 2000 мест для детей. Осталось лишь выделить средства на ремонт этих объектов. Судя по последним событиям, несмотря на все разговоры про областную программу, про попытки получения помощи на федеральном уровне и выделение средств из городского бюджета, денег на восстановление этих объектов нет. Если проанализировать все обещания администрации, то получается, что на аренду площади для открытия детских групп город мог бы выделить средства, а на реконструкцию и приспособление уже имеющейся площади - увы и ах.
Так что же является поводом для таких малоутешительных выводов? Основанием для этого является приложение к постановлению Администрации г.о. Самара от 21.04. 2011 №307 - перечень объектов муниципальной собственности г.о. Самара, рекомендуемый к «передаче по концессионным соглашениям с условием внесения инвестиций в их создание или реконструкцию». В данном перечене 19 объектов, среди которых 14 указаны как бывшие детские сады, а здание поликлиники на ул. Советской Армии, 131, по данным из блога заместителя руководителя департамента управления имуществом Вадима Кужилина, также является бывшим ДОУ.
Что предполагает заключение концессионного договора по этим объектам? Поскольку конкурсная документация по данным объектам еще не опубликована, мы можем лишь предположить возможные варианты развития событий. Подписание концессионного соглашения предполагает, что найдутся инвесторы, готовые использовать бывшие детские сады на условиях концессии, платить городу определенную сумму, вложить средства в восстановление объектов, а затем использовать их по назначению. Предположим, что в Самаре найдутся такие предприниматели или компании, но тут же возникает еще несколько вопросов. В какие сроки концессионер восстановит и введет в эксплуатацию детские сады? А что если условия концессионного соглашения будут нарушены? Допустим, у предпринимателя не хватит средств на восстановление объектов или он будет использовать их в других целях? Что тогда? Тогда администрация будет решать вопрос в судебном порядке, а это значит, что пройдет еще немало времени, пока ситуация разрешится. Эти факторы нельзя не учитывать, поскольку риск подобного всегда присутствует. В результате город рискует потерять еще энное количество времени, вернее, потеряет время не город, а те дети, которые ожидают своей очереди в ДОУ. Риск отсутствует только в том случае, если процессом восстановления садов занялся бы сам муниципалитет.
Во время осмотра здания заброшенного детского сада №30 в январе этого года Дмитрий Азаров заверил губернатора Владимира Артякова, что в этом году будет выделено 41,3 миллиона на его восстановление, а областные власти окажут помощь в его реконструкции. Что же мешает выделить деньги на реконструкцию и этих 15 объектов, обратиться к областным властям за помощью? Ведь в течение полугода и областные и городские власти только и говорят об этом, а город к тому же заявляет о подготовке площадок под строительство новых садов, на что нужно потратить гораздо большие средства.
Вместо того чтобы оперативно решить эту проблему, город планирует получить от областных властей 260 миллионов на реконструкцию набережной, причем в кредит. Безусловно, набережную нужно благоустроить, но какой вопрос стоит более остро перед городом - набережная или более 19 тысяч детей, ожидающих своей очереди?
Но ведь концессионные соглашения предполагают восстановление детских садов, скажете вы. Да, предполагает, только эти 15 садов будут уже не муниципальными, а частными, а значит, менее доступными для граждан.
В одной из прошлых публикаций о проблеме мест в ДОУ мы анализировали цены на услуги детских садов. Если стоимость посещения ребенком муниципального сада обходится около 2-6 тысяч рублей, то в частных садах средняя стоимость посещения - 12 тысяч, т. е. в 2-6 раз больше. Не каждый родитель имеет возможность ежемесячно тратить такую сумму на посещение ребенком ДОУ. Можно понять желание городской администрации вместо самостоятельного восстановления и использования зданий бывших садиков передать их в частные руки. В результате можно будет отчитаться о появлении новых мест в садах, но за какие средства и в какой срок - большой вопрос. Как видите, вопросов немало, но администрация не спешит на них отвечать. 18 февраля 2001 года «Новая газета в Поволжье» отправляла запрос, в котором сформулированы интересующие нас вопросы о деятельности администрации по решению проблемы детских садов. Сроки, в течение которых мэрия обязана была ответить на запрос, истекли, но ответов мы не услышали.
Поскольку ситуация более чем странная и без комментариев администрации происходящее может быть понято неверно, мы сочли нужным отправить повторный запрос.
Комментарий
Первый заместитель главы г.о. Самара Виктор Кудряшов:
- На сегодняшний день более 18000 детей стоят в очереди в детский сад. Это совершенно грандиозная цифра. Если сопоставить это количество с тем, сколько мест было открыто в прошлом году - всего 160, - то мы поймем, что при таких темпах эта проблема точно не решится в ближайшее десятилетие. Поэтому для того, чтобы сократить очередь в детские сады, необходимо принимать целый комплекс мер, которые не могут быть ограничены только бюджетными средствами. Такой план мероприятий нами уже подготовлен и одобрен коллегами по Ассоциации городов Поволжья. И я считаю, он является одним из самых масштабных в стране.
Конечно же, мы будем участвовать в областной программе по строительству детских садов, и уже в этом году мы начали реконструкцию двух детских садов с привлечением средств городского и областного бюджетов. Мы также планируем использовать резервы вспомогательных помещений детских садов. Они будут соответствовать всем санитарным нормам. Все это позволит нам создать до конца года почти 2000 мест. Однако без новых строительных проектов мы просто потеряем темп. Поэтому без частных инвестиций в решении этого вопроса нам просто не обойтись.
Подчеркну, что концессия не предполагает смены функционального назначения объекта, а точнее означает его возврат. Эти положения будут прописаны в типовом документе, который сейчас разрабатывается департаментом управления имуществом. Перед инвестором будет поставлена задача восстановления объекта в течение максимум 2-3 лет. В обычной практике срок концессии составляет от 25 до 49 лет. Концессия позволит реализовать принципы государственно-частного партнерства, которые продвигаются на уровне всей страны. Это, прежде всего, способ ускорения решения проблемы. Объявленный конкурс является сигналом для инвесторов, желающих произвести вложение и открыть детский сад. Да, он будет частным. Но это общемировая практика.
Статью можно прочитать на сайте "Новой":
http://www.novayasamara.ru/content/%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8C-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D1%81%D0%B0%D0%B4 .