Александр Васильев: Случайность стала мерилом искусства... а король остается голым...

Feb 11, 2011 02:34



Созидание сейчас, конечно, существует, но сведено до минимума. И любая вещь, из-за того, что искусство стало концептуальным, все искусство. Вот этот стул не искусство? Смотрите на меня. И вот искусство - я его перевернул, поставил так, и тот факт, что я его поставил так, искусствоведом будет расцениваться, как жест авторский.
Раньше это считалось случайностью. Сейчас случайность стала мерилом искусства. И каждый, кто будет смотреть Ваше видео, читать интервью, скажет: «А что, Васильев прав, это в музей можно выставить, очень красивая инсталляция, особенно если известный художник». А если я еще положу сюда цветочки, это вообще гениальный жест. Но раньше это был случай. На вокзале когда раньше была гора чемоданов, никто это искусством не считал. А сейчас это произведение искусства - гора чемоданов. 
Потом, смотрите, раньше что-то считалось грудой мусора, в прошлом. А сейчас это считается авторской инсталляцией. Например, вот совсем недавно я видел в Париже очень красивую инсталляцию - старые одежды second hand лежали грудой, подготовленные для переработки вторсырья. И то, что художник положил их грудой, тоже уже считалось искусством.
Ну, это просто. Вот любая работа моего отца, который был поколения другого, cто лет назад родился, - это были часы, дни кропотливой работы. Сначала эскизы, потом наброски, потом поиск форм, потому что многие работы здесь показывают, что художник ищет. Смешение красок, которые он сам делал, потому что все написано темперой на яичном желтке, потом подготовка грунта.. То есть это была работа художника, длинная. Сейчас проще - мы включаем Интернет, у нас вдруг экран начинает заливать синяя краска… То, что мне не нравится сейчас, - быстрота создания произведений.

Вот то, что я повернул, может быть хорошо, но это быстро и не я автор проекта, ни стула, ни обивки.
И не я выращивал цветы. В прошлом художники отдавались искусству на белом холсте. На нем ничего не было, и в результате что-то появлялось. Сегодняшнее искусство проще. Вы можете тоже работать с белой бумагой, но вы можете на нее накапать, например, с кисточки. И красиво накапать. В разном направлении накапать. 
Т.е. мерила могут быть различные. Кто-то это оценит, кто-то скажет «Васильев старомодный», кто-то скажет, что он прав, кто-то скажет, что «он совершенно не прав, ведь как художественно накапал». Часто мы придаем большое значение имени художника, а король остается голым. Нам кажется, что «какой знаменитый - значит, хорошо». То есть мы верим в то, что если это Мадонна накапала, значит это будет гениально, а если накапала уборщица, выжимая половую тряпку, это значит плохо?
То есть если я, Александр Васильев, перевернул два стула, это уже хорошо, а вот Ваша соседка очаровательная - это уже плохо? Потому что у нее нет художественного образования, а у меня есть? А если у нее есть художественное образование, то нету имени.

Отрывок из интервью Александра Васильева "Новой газете в Поволжье".

Васильев, интервью, Новая газета в Поволжье, искусство

Previous post Next post
Up