SOS сити (Новая газета в Поволжье №37 (37) 25.11.2010)

Nov 25, 2010 10:20




29 сентября, после опубликования в «Российской газете», вступил в силу Приказ Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 418/339 г. Москва «Об утверждении перечня исторических поселений». Согласно этому приказу число исторических поселений в России сократилось более чем в 10 раз, с 478 до 41 населенного пункта. Самара, Сызрань и Тольятти, имевшие ранее статус исторических городов, в новый список не вошли. Это значит, что над и без того разрушаемой городской исторической средой нависла реальная угроза сведения ее до абсолютного минимума - отдельных памятников, окруженных новостройками. Почему и как это произошло и возможно ли вернуть статус волжским городам в год 160-летия Самарской губернии? 

Что такое историческое поселение и чем грозит городу его отсутствие?
Понятие исторического поселения включает в себя территорию, на которой находится множество памятников, ансамблей, достопримечательностей и иных объектов, имеющих самую разную ценность. Помимо отдельных объектов неотъемлемой частью исторического поселения является историческая городская среда и ее сохранность, в которую входит все ценное, от планировки и застройки до природного ландшафта, цветовых и декоративных особенностей местности и объектов, на ней расположенных.
Говоря о Самаре и Сызрани (к сожалению, шансы на возвращение Тольятти статуса исторического поселения объективно близки к нулю) как об исторических поселениях, мы подразумеваем под этим не только наличие в них памятников архитектуры, но и сохранившуюся городскую историческую среду, сохранность панорам городов с Волги, целостность и соответствующую этажность исторических кварталов. Лишение их этого статуса означает признание в том, что в Самаре и Сызрани сохранность исторической городской среды сильно нарушена, а это значит, что в скором будущем мы можем вовсе ее лишиться. В течение нескольких лет мы наблюдаем, как берег Волги застраивается многоэтажными домами, готовыми отгородить Самару от главной водной артерии региона. Историческая среда центральных районов разрывается буквально на клочья под натиском застройщиков. Что может помешать этому процессу, кроме жесткого контроля застройки исторических поселений, предусмотренного постановлением премьер-министра В.В. Путина от 16 февраля 2010 года?

Как и кого исключали
В блоге «Архитектурное наследие» ( http://community.livejournal.com/arch_heritage/600890.html) еще весной был опубликован пост, в котором старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры, старший преподаватель Московского архитектурного института Андрей Чекмарев рассказывает интернет-сообществу о том, по каким критериям формировался список из 40 городов. Вот что пишет историк архитектуры о работе Экспертного совета при Росохранкультуре:

«...Совсем от субъективности здесь не уйти, тем более, что никто не сформулировал никакие общие критерии отбора. Что такое историческое поселение, каковы его признаки? Что ставим во главу угла - древность поселения? сохранность планировки и застройки? наличие выдающихся ансамблей и памятников архитектуры? цельность образа? значимость в политической и культурной истории страны? Выходит, что где-то на пересечении данных вопросов и находится ответ по каждому предлагаемому объекту.
Кто и по каким принципам делал официальный вариант, мне неведомо. Ну, допустим, кто делал, я даже и знаю, только озвучивать здесь не стану, а вот принципы отбора там, вероятно, отсутствовали вовсе...
…Вот такой вышел расклад. А вчера было заседание и обсуждение. Поначалу эксперты вроде как вообще хотели возмутиться самой затеей принудительного сокращения охраняемых городов до 40 на всю страну, но потом остыли и стали обсуждать. Подробности самой дискуссии пересказывать не буду, дабы не превратиться в испорченный телефон (сам-то не был очевидцем), но некоторые результирующие моменты сообщу.
Совет так и не выработал четких критериев в подходе к вопросу, потому все превратилось в чистую вкусовщину, пусть и со стороны умных людей - кому какой город нравится больше, а какой меньше, например, где когда-то кого-то плохо накормили и не в ту гостиницу поселили, ну или погода подгадила. В итоге сорок требуемых пунктов отобрали, но есть ли в них правда, у меня большие сомнения, да и не только у меня…»

А мы не знали
Как выяснилось, органы, отвечающие за охрану объектов культурного наследия в Самарской области, о произошедших изменениях не знают. 26 октября (через месяц после вступления в силу приказа), выступая перед депутатами Самарской губернской думы, министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова уверенно заявила, что в области располагается три города, имеющих статус исторического поселения. Почему информация об изменениях не дошла до областного минкульта остается загадкой. Вероятнее всего, виной тому циркулярная рассылка, посредством которой министерство узнает о подобных изменениях в центре. С другой стороны, работники отдела охраны памятников могли узнать об этой новости и без помощи рассылок. Не знали об утрате Самарой статуса исторического поселения и в городском отделе охраны историко-культурного наследия.

Тем временем на прошедшем в январе совещании при губернаторе Артякове по Концепции сохранения и использования объектов историко-культурного наследия отдельное внимание было уделено вопросу исторических городов. На сайте областной администрации можно прочитать следующее:

«В Концепции определены стратегические направления и задачи по охране и сохранению культурного наследия в Самарской области. Важное место в структуре перспективных мероприятий занимает обеспечение сохранности исторически ценных градоформирующих объектов, историко-градостроительной и ландшафтной среды поселений и городских округов при осуществлении градостроительной деятельности. В современных экономических условиях многочисленными являются случаи нарушения целостности исторической городской среды. Необходима разработка современных проектов зон охраны объектов культурного наследия исторических городов.»

По мнению Экспертного совета Росохранкультуры, в Самаре и Сызрани сохранность исторической среды нарушена настолько, что это стало поводом для исключения из списка. Не потеряет ли Концепция, разработанная еще в 2008 году, своей актуальности? Скорее всего, населенные пункты, вошедшие в список, получат определенные финансовые льготы и финансирование из федерального бюджета на реставрацию объектов. Самара также претендует на получение федеральных средств на эти цели. Не станет ли утрата статуса поводом для сокращения федеральной помощи?

Что делать?
Согласно второму пункту приказа Росохранкультура и Департамент культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России должны представить в 6-месячный срок предложения по дополнению перечня исторических поселений. Данное решение будет приниматься на федеральном уровне. Уверен, что столичные эксперты знакомы с историко-архитектурным потенциалом Самары и Сызрани, но есть ли у нас шанс попасть в перечень, если статусов лишились такие города, как Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Вологда и другие не менее достойные кандидаты?




Предложение общественного движения «СамАрх»
Мы убеждены, что Самара и Сызрань не имеют права упускать возможность возвращения статуса исторического поселения. В следующем году Самарская губерния празднует 160-летие со дня основания. В этом же году Самаре исполнится 425 лет. Мы не имеем никакого морального права на такое упущение, а в случае успеха это будет лучшим «подарком» юбилярам.

Мы призываем министерство культуры Самарской области и администрации городов Самары и Сызрани в лице министра культуры Ольги Рыбаковой, мэра Самары Дмитрия Азарова и мэра Сызрани Виктора Хлыстова взять ситуацию под личный контроль и направить в федеральные органы обращения с просьбой рассмотреть возможность внесения этих двух городов в новый список исторических поселений. Ведь речь идет не только об имидже двух крупнейших городов области, но и о том богатом наследстве, которого мы рискуем лишить наших потомков.

Армен Арутюнов

Статью так же можно прочитать на сайте Новой газеты в Поволжье по ссылке или там же в PDF-версии: полоса 4-5.

Росохранкультура, СамАрх, публикации, Сызрань, мои публикации, под угрозой, архитектура, Самара

Previous post Next post
Up