Профессионализм

Dec 25, 2010 00:40

Профессионализм --- это сочетание умения, знания, навыков и опыта. Лично я профессионально занимаюсь, пожалуй, двумя вещами: программирование (или точнее сказать разработка программного обеспечения) и преподавание. Профессионализм совершенно не требует придумывания чего-то принципиально нового или гениального. Чаще всего это хорошее владение чем-то хорошо известным и описанным в книгах.
Я не могу не профессионалу хоть сколько-то быстро показать, что я "профессионал". Как показать, что я профессиональный разработчик программного обеспечения? Говорить не понятные слова? Что сделать, чтобы все увидели, что это действительно профессионал? Вот посади меня рядом с любителем, который раз в неделю пишет программы и читает те же книги, что и я. С большой вероятностью разницу можно будет заметить после месяца работы, когда окажется, что его "код" никуда не годится, да еще к тому же он изобрел десятка два велосипедов. А готовыми велосипедами пользуется неправильно.

Нет, вы ни в коем случае не подумайте, что я хочу кому-то это показать. Я достаточно благоразумен, чтобы держать это в себе. И достаточно скромен, чтобы быть уверенным, что никакой я не профессионал.

Так ли обстоит дело в творческих профессиях? Я сегодня побывал на любительском концерте, где часть партий исполнял профессионал. Не смотря на то, что среди любителей были победители международных конкурсов, даже мне глухому на все три уха, потребовалось лишь несколько секунд, чтобы почувствовать разницу. При этом столь же разительную разницу можно наблюдать среди "любителей музыки" и "пытающихся петь".

Преподавание все-таки ближе к творческим профессиям. В большинстве случаев буквально за одну лекцию не специалист может отличить человека, который совершенно не умеет объяснять от неплохого преподавателя. Стиль, юмор, улыбка и даже "наряд" не так уж мало важен, хотя лично я придаю значение далеко не всему из этого.

В одном я вижу общее, что чем выше два человека к пику профессионализму, тем сложнее отличить кто лучше. Но у разных профессий эта грань находится на разном уровне. Инженер, математик, научный деятель, программист для не специалистов одинаков уже на второй-третьей ступени развития. В творческих профессиях можно разобрать 6-7 ступеней. В преподавании я лично различаю 3-4 ступени.

Считается, что в творческих профессиях больше субъективности, но я бы с этим поспорил.

А совершенно субъективно, мне понравилось не только выступления профессионалов, хотя в заметной части номеров моя оценка была предвзятой. Но ведь важно, что понравилось, и только на втором плане почему.
Previous post Next post
Up