Намибия - одна из небольшого числа стран Африки южнее Сахары, где очень просто и относительно недорого организовать многодневное путешествие на арендованной машине. Так делают, наверное, несколько тысяч человек в год. Ниже наши "советы бывалых" по Намибии - в основном, о путешествии на машине, но также и без (часть из них встречалась раньше в комментариях).
1. Деньги. Практически везде можно платить карточкой. Национальная валюта - намибийский доллар, но наравне с ней принимается южноафриканский рэнд. 10 рэндов равны 10 намибийским долларам, что соответствует сейчас примерно 1 американскому. Лимиты на разовое снятие наличных из банкоматов небольшие - примерно 2000 намибийских долларов.
2. Машина. Не обязательна, но без нее будет не очень удобно, дольше, да и просто не так интересно. Между городами встречаются автобусы (не каждый день и не в каждую сторону), кое-где поезда, а основной транспорт - маршрутки, их по нескольку в день на направление. Количество пассажиров в маршрутках Намибии часто даже не превышает число посадочных мест (в отличие от многих других стран Африки). Ориентировочная стоимость проезда в маршрутке - 200 намибийских долларов за 1000 км. Если путешествовать без машины, национальные парки получится посетить только с турами, которые весьма дорогие - например, по 500 рэндов за 3 часа с человека в Этоше. С другой стороны, многих диких животных (бородавочников, антилоп, страусов) можно увидеть просто десятками пасущимися по краям дорог, особенно вечерами. На фермах часто держат ручных гепардов и разводят страусов. На большом числе ферм держат диких животных и организуют поездки на джипе по своей территории - возможно, это дешевле, чем в нацпарках. Вероятно, у одной из таких ферм мы однажды видели жирафа за пределами охраняемых территорий:
В удаленные от городов места, как, например, дюны Sossusvlei (одно из самых красивых мест Африки), иначе как на машине или с туром просто не попасть. Абсолютное большинство интересных мест страны можно объехать на седане. Основные магистрали асфальтированы и практически с идеальным состоянием покрытия. Грунтовки тоже в очень хорошем состоянии, ландшафт чаще всего равнинный. Но на высокой машине, все-таки, чувствуешь себя увереннее на грунтовке, да и зверей в парках разглядеть проще. И, как оказалось, аренда пикапа с большим дорожным просветом на длительный срок может быть не дороже проката седана. Одно из немногих популярных, и стоящих того мест в Намибии, где и в сухой сезон нужна полноприводная машина - последние 5 км до конца долины Sossusvlei, там требуется ехать по песчаному руслу реки. Хотя можно припарковаться в конце асфальтовой дороги, а оттуда или пешком 5 км, или воспользоваться нацпарковскими джипами за 100 рэндов с носа в обе стороны. Еще пример мест, где внедорожник необходим - объезд по проселочным дорогам вокруг горы Брандберг.
Для поездки по Намибии осенью прошлого года мы арендовали Ниссан-пикап с кабиной на 3 места (в Намибии и ЮАР такое называется bakkie single cab). Привод у него только на задний мост, но настолько же большой клиренс, как у внедорожников.
В крытом кузове нашего пикапа можно было разложить матрасы и спать - его длина больше 2 метров. В Виндхуке есть пара контор по аренде оборудования для кемпинга - мы взяли
в одной из них матрасы - и одеяла (т.к. умудрились забыть дома спальники). Кстати, ночью в Намибии может быть очень холодно, особенно на побережье. Даже в центральной части страны температура ночью может падать до 10 градусов.
В Намибии много агентств, специализирующихся на прокате машин, уже оборудованных для кемпинга - с палаткой на крыше, холодильником, стульями и прочими необязательными вещами. Но оказалось, что это весьма дорого - от 50-60 долларов в день, да и самые дешевые варианты были забронированы за месяц перед поездкой (поездка планировалась на время высокого сезона - сентябрь). Я нашел вариант у обычного прокатчика из ЮАР - Thrifty - прокат по специальной цене на месяц, списывался с ними, поскольку на сайте не получилось такое забронировать. Были разные варианты цены в зависимости от километража - 100 км, 200 в день и неограниченно, устроило 200 км. Обошлось в 33 доллара в день сроком на месяц, включая обязательные базовые страховки, причем, из присланных расчетов было видно, что подобная цена от 20 дней, а не от месяца, как изначально анонсировалось на сайте. У них есть офис в Виндхуке. Вообще-то, машины дешевле арендовать в ЮАР, чем в Намибии. Нам такое не подходило, мы в ЮАР не планировали ехать - в т.ч. потому, что их визу с российским паспортом можно получить только в посольстве в Москве, и она не из легких. Единовременная доплата за возможность пересечения границ может быть около 500 рэндов (столько, по крайней мере, просили в Виндхуке в нашем прокате).
Осенью 2012 неэтилированный бензин в Намибии стоил 10 рэндов за литр.
3. Ночевки. Намибия - безопасная страна, и можно ночевать в машине просто у дороги. Мы, правда, такое делали лишь дважды - все-таки, вымыться после жаркого дня в машине очень хочется. Кемпинг с чистым и горячим душем, на каждой площадке кран с водой, лампочка и розетки, а также решетки для гриля - это стандарт, и стоит такая роскошь в среднем 100 рэндов с человека. Кемпинги в Намибии есть на многих фермах, примерно через каждые 30-50 км, и по нескольку у достопримечательностей. Комнаты довольно дорогие, иногда можно найти от 300-400 рэндов суммарно, но это не правило. Кстати, в Намибии часто указывается цена не за комнату, а за человека. Нередко комнаты стоят по 300 рэндов с носа, так что мы, как правило, предпочитали кемпинг.
На кемпинге
Эльдорадо в паре км от западных ворот Этоши:
В национальном парке Этоша любое размещение дорогое, в т.ч. кемпинг - на двоих получалось примерно 400 рэндов за возможность поспать в палатке или машине! Но на фермах и лоджах у всех 3 открытых для самостоятельного посещения ворот парка - или прямо рядом, или в паре километров от ворот, стандартные 100 рэндов или даже дешевле (30 или 50 рэндов в старом, полузаброшенном лодже за северными воротами, напоминающем пионерлагерь; минимум удобств, но это гораздо более "локальный", африканский кемпинг - вечером персонал, и м.б. пара посетителей из деревни по соседству собирались у ларька с пивом и танцевали под популярную музыку). Кемпинги внутри парка, с другой стороны, намного интереснее, потому что после наступления темноты можно наблюдать животных с площадок у водопоев - свой водопой есть у каждого (а ездить по парку ночью самостоятельно не разрешается, только дорогие cафари на парковых джипах). Из дополнительных преимуществ кемпингов в парке - бассейны, и бывает разливное пиво (в Namutoni и Okaukuejo). Въезд на машине в Этошу стоит очень бюджетно для парков Африки - 80 рэндов с человека + 10 рэндов за машину.
Самый живописный из 3 основных лагерей Этоши - Намутони, бывший немецкий форт:
4. Места. Пожалуй, интереснее всего было в национальном парке Этоша. Большинство фотографий зверей
из намибийского альбома - оттуда. На ресепшн в каждом лагере парка есть книги (sightings books), в которых посетители и гиды могут отмечать места, где видели интересных животных. Один из гидов, с которым мы разговорились, сказал, что информация может оказаться полезной, если хищников видели в этот же день утром (велика вероятность, что они останутся в окрестностях до вечера), или часто за последние дни у одного или соседних водопоев. По данным из этих книг мы нашли несколько групп львов и леопарда.
Мне еще очень понравилось на дюнах Соссусфлей. Самые красивые дороги, как показалось - в южной Намибии, вокруг Tirasberge, Aus, Helmeringhausen. Другие интересные места - Cape Cross seal reserve (большое лежбище морских котиков), Walvis Bay - к югу от города у соляных выработок водятся фламинго, а в гавани, откуда отправляются туры по заливу - пеликаны. Фламинго были также на острове Halifax около Людерица - и африканские пингвины. На ферме Hammerstein неподалеку от Sesriem пускают в большой вольер, где живут 2 ручных гепарда. Подходить близко по собственной инициативе теперь не рекомендуется, но гепарды могут сами пройти мимо, и их можно было осторожно потрогать. Там же было 2 каракала и леопард. На некоторых фермах можно посмотреть за кормлением гепардов снаружи вольера (в частности, на упомянутой выше Эльдорадо). В
Mission Lodge к юго-западу от Виндхука за это не взяли денег, хотя я просто к ним заехал по дороге, не ночевал.
Наш маршрут по Намибии был: Windhoek-Etosha-Twyfelfontein-Cape Cross-Swakopmund-Walvis Bay-Sossuvlei-Hammerstein farm-Luderitz-Windhoek. Преимущественно мы ехали по грунтовкам, ночевали в т.ч. между указанными пунктами.
5. Еда. Обычно мы брали в кабину воду и сок, хлеб и друйворс (droёwors - вяленые охотничьи колбаски) или билтонг (вяленое мясо со специями). Друйворс и билтонг не портятся на жаре, но билтонг может заплесневеть при повышенной влажности, например в результате выпадения утренней росы. В любом городке есть супермаркеты. В них можно купить, в числе прочего, недорогие южноафриканские соки и вино, овощи, фрукты, пиво, воду, мясо, сыр и консервы. Ассортимент довольно разнообразен. Кстати, продажа алкоголя в Намибии запрещена в магазинах с 13:00 субботы и до утра понедельника. Во многих ресторанах можно заказать блюда из страуса, антилопы орикс, куду, спрингбока, канна (Eland), или зебры. Все эти животные разводятся на фермах. Присутствует немецкая кухня, особенно ярко в Свакопмунде - центре современной немецкой эмиграции в бывшую колонию. В этом же городе, и в Виндхуке есть рестораны сети Ocean Basket - недорогие морепродукты, и даже суши-сашими. В Виндхуке есть не только обычное разливное пиво Windhoek Draft, но даже темное пшеничное Camelthorn.
При подготовке к поездке мы пользовались информацией из:
http://pavlyuk.livejournal.com/tag/%D0%9D%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%8Fhttp://stusik-i-sharik.livejournal.com/tag/places%3Aafrica%3Anamibiahttp://www.namibian.org Еще пара полезных ссылок:
http://www.etoshanationalpark.org/times-feeshttp://www.namibian.org/travel/info/climate.html и
http://www.cardboardbox.com.na/rates.html - хороший и дешевый хостел в Виндхуке.