Сходил на довольно оригинальный #МоскваХод.
Очень много истории, много религии, много потрясающей матчасти, при минимуме внешних раздражителей.
Условно, посмотрел 3-4 храма в Замоскворечье, узнал миллиард всего. При этом что-то занудно-специализированное, но что-то огненно-общеобразовательное.
Начали с храма Григория Неокесарийского в Дербицах, на Большой Полянке. Один из красивейших внешне храмов Москвы. Он на фото 1.
Сразу история про кумовство. В конце XVII века в нем служил Андрей Савинов, духовник царя Алексея Михайловича. Поэтому около старого деревянного построили этот красивый Теремок, да еще разноцветный. На деньги батюшки-царя, разумеется.
Проход сквозь колокольню пробили, потому что это оказалось дешевле, чем сносить весь ансамбль. А доказали это в 30-х годах XX века советские искусствоведы сложными экономическими расчетами. Так что вот вам история еще и про смекалку.
На фото 2 - Богоматерь Боголюбская, список с чудотворной Владимирской. Скоро (1 июля по-новому стилю) ее праздник. Снял ее потому, что тут Богоматерь без Христа, что для меня необычно. Тип Агиосоритисса, по-русски Просительница или Заступница, потому что на свитке в руках просьбы за нас, грешных.
На фото 3 - стена со всеми типажами Богородицы. Их там 25 штук. Очень интересно, я знал только штук 5 типов. Жалко что не прочесть и не увидеть как следует. А внизу настоящие камни XVII века.
А еще в этом храме почему-то много икон юродивых и женщин-святых.
В сенях храма стоит щит с фамилиями тех, кто способствует процветанию храма. Я загуглил председателя Госстандарта России, совладельца издательства всех российских учебников, королеву замороженных овощей и жену фарм-короля.
Дальше пошли в церковь Успения Богородицы в Казачей слободе. Это 100 метров по Полянке. Как понятно из расположения, в ней могучий казацкий дух!
Вот, например, на фото 4 царь Николай II с семьей в казачей форме. Крайне оригинальная икона.
На фото 5 - икона-календарь. На каждый день на ней изображение главного святого.
Там же есть иконы Федора Ушакова и его дяди, тоже Феодора Санаксарского. Дядя был гвардейцем, но ушел в религию. Тоже никогда такого не встречал.
В обоих храмах есть объявление для прихожан, с просьбой нести любые артефакты и воспоминания. Для организации музея. В приходах в центре Москвы это пожелание встречается очень часто.
На фото 6 раньше был Храм Петра и Павла, который перестроили в жилой дом. Тупо снесли маковки, а внутри построили стены и перекрытия, не знал, что такое возможно. Обычно внутренности храма оставляли единым кораблем, так сказать.
Фото 7 - Дом, где жил Василий Осипович Ключевский. Это такой любитель истории, типо меня.
Дальше пошла просто чума!
Мы зашли в Старое Подворье Афона в Москве. Просто взяли и зашли, тем более начался дождь. Ну вот вошли в здание, а оно - кусочек Афонского Монастыря в Москве. Свечи и иконы с Афона, памятные записки идут прямо на Афон, я уточнил, сканами по электронной почте. Можно заказать молитвы Старцев на Афоне, на год вперед. Можно зайти женщине, в отличие от Афона. Туда даже куриц не пускают.
А там просто поднялись на 3 этаж, и просто зашли в Музей Русского Афона. И никто (напомню, мы в Москве) не запретил, не остановил, даже не потребовал денег.
На фото 8 - кровать старца Аристоклия. Это Святой Старец, совершавший множество чудес во время Первой Мировой. Его послали из Афонского монастыря в Москву на работу. Комнаиа напомнила бабушкину в деревне.
На фото 9 - Святые Афонские старцы. Икона с их изображением находится там же, в церкви, которая работает по профилю 2 раза в год - на Пасху и на Рождество. В остальное время можно просто зайти и посмотреть. Еще раз напомню, это, блин, в Москве!
На фото 10 - стасидии, специальные полукресла, чтобы не уснуть на долгих службах. Ну и чтобы отдохнуть, если ты немощен. Ни разу не видел такое, они распространены на православных югах, конкретно эти привезли с Афона.
В очередной раз убедился, какой Москва магический город. Как много в нем скрыто, и как много можно при оказии узнать пытливому уму, оку и сердцу.