Еврейский авангард и Шагал

Jun 03, 2024 15:43



Ну что, про выставки в Еврейском музее, коротко, но прочувствовано. #myмузеи

Там идет две выставки, кроме основной экспозиции. Я шел на «Еврейский авангард», заканчивающийся уже в воскресение. За компанию сходил на «Шагал что-то там утренняя звезда».

Сначала поо Шагала. Очень недоволен. Это монетизация коридора за 400 ре. Смотреть абсолютно нечего.

Есть какие-то селедки из пенопласта, щиты с цитатами из автобиографии, раскрашенные бумажные кубики и наивные иллюстрации из рассказов про детство еврейского мальчугана Шолом-Алейхема.

А я то шел смотреть картины Шагала, ну или хотя бы артефакты про Шагала.

Вторая выставка хорошая, хоть маленькая.

Ее идея - показать, как из черты оседлости в 20-х годах XX века выкристаллизовался мощный поток прекрасного искусства. Как он объединился с ветром революционных перемен, при этом не потеряв связи с корнями. Как сочетались социализм и талмудизм, по очереди уступая друг другу. И что из этого всего получилось.

Фото 1 - Арон-Кодеш (1891) - хранилище для Свитка Торы, ниша или шкаф, расположенный на восточной стене Синагоги, обращенной в сторону Иерусалима. Как образец того фундамента, на котором стоял еврейский авангард.

Фото 2 - амулет от чумы реббе Исаака из Комарно (1856), не менее прекрасный амулет от сглаза (1867) и транспиранта (флажок) для детей на праздник Симхат Тора (1911). Как образец искусства, которое было доступно художникам еврейского авангарда в детстве.

Фото 3 - Яков Паин «Пила» (1918-1919), маслом на фанере. Висит в Нижнем Тагиле. Сфотографировал как образец индустриальных мотивов, коих в те времена было множество. Ну и Таааагииииил, куда только евреев судьба не загоняла.

Фото 4 - Натан Альтман, беспредметная композиция «РСФСР» (1919-1920), с куском эмали в центре. Это не приспособленчество, а скорее вера в идеи и энергетический поток, несший молодых в те времена. Натана Альтмана на выставке больше всего.

Фото 5 - наконец Шагал, впервые за 2 выставки. И то не живые картины, а оформление Еврейского театра, когда иллюстрации проецируются на стену так, как они висели в театре.

Фото 6 - Александр Тышлер «Цветодинамическое построение красного цвета» (1922). Интересно умел играть с цветом Александр.

Фото 7 - он же, «Еврей танцует среди врагов» (начало 1920-х). Тут как враги прикольные, так и еврейский танец. Ну и если человек умеет в цвет, он умеет и без цвета.

Фото 8 - Давид Штеренберг «Пейзаж под Москвой» (1921-1923). С точки зрения колористики он еще лучше Тышлера. Вообще, его натюрморты (особенно с зеленой тыквой) с точки зрения подбора и сочетания красок крайне меня заинтересовали и порадовали.

Фото 9 - Роберт Фальк «Автопортрет в белой рубашке» (1922). Он самый крутой из всех художников, кто был. Вот я смотрю на Фалька, и понимаю, что он сильнее и профессиональнее всех. А почему - объяснить пока не могу.

Фото 10 - Марк Эпштейн «Рабочий» (1922). Жееесть! А еще дерево и фанера. Просто как образец скульптуры, она тоже была. Скульптура интересная, новаторская, хоть прошло уже 100 лет.

На выставке много текстовой информации. Ее лучше бы читать, для погружения в контекст и для самообразования. Но уж больно занудно, да и текст мелкий и плохо видный. Это недоработка.

Кто успеет, сегодня можно посмотреть бесплатно. В честь дня защиты детей.





















экскурсия, музеи, история, живопись, религия, скульптура, видел, #myмузеиТам

Previous post Next post
Up