Всегда смущало начало 7 письма товарища Сухова из «Белого солнца пустыни».
Письмо бесценной Катерине Матвевне. № 7. Возвращение
Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.
Что за веселая минутка? Да, в 3 и 4 письме есть пояснение - выдалась, мол, свободная минутка. Это логично. А в 7?
Погуглил, прочел, что письма сочинял Марк Захаров. По-моему, у него получилось в кайф. Смесь посконно-домотканой лексики и революционного жаргона очень подходит рабоче-крестьянскому бойцу. Но минутка почему веселая?
Погуглил еще, и нашел, что есть такая картина (фото 2) передвижницы Антонины Ржевской «Веселая минутка» (1897). Антонина (фото 3) одна из двух женщин, входивших в общество «Передвижников». Из которого вышла позднее из-за идейных разногласий.
Картина первый раз выставлялась просто под номером 264, без указания авторства. Потому что художник в то время профессия не женская. Но так понравилась Третьякову, что тот сразу ее прикупил. А дальше она разошлась тысячами копий. А позднее и открытку сделали, после чего картина точно попала в каждый дом.
Ну вот мне и кажется, что фраза для Марка Захарова была мемной. Видел где-то у бабушки. Вот и всплыло при случае.
Искренне ваш, расследователь-искусствовед.