Про выставку Бориса Григорьева, ради которой ездил в Санкт-Петербург.
Большой мастер. Не огромный, для этого он слишком одинаковый, что ли, без нового слова. Но большущий, и что ключевое - мастер. Профи, это заметно.
Он и сам понимал, уже на закате жизни: - «Сейчас я первый мастер на свете. <…> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».
Я сейчас много думаю про развитие стиля. Как и почему художник рисует то, что мы видим. Эта выставка четко показывает рост Григорьева. Она сделана именно как иллюстрация пути.
Скажу сразу, дегенеративных русских не было. Поэтому сначала я подрасстроился. Но зря: тем оказалось интереснее все остальное.
Картинка 1 - «Портрет Алексея Максимовича Горького» (1926), и сам художник в кепке. Оригинальный автопортрет. Григорьев не любил писать с натуры, он всегда предпочитал сформировать образ в голове, и уже его вытаскивать на холст. А тут прожил на Капри несколько месяцев, и был, так сказать, вынужден. Но все равно, посмотрите на руки, это образ. Это не Горький, а его позиция.
Картинка 2 - «Новичок» (1911). Как все начиналось, так сказать. Были более ранние деревья и цветочки, такая работа на студенческой скамье. Их не фоткал. А вот это уже зашло.
Картинка 3 - «Поклонение волхвов» (1911). Библия в стилистике.
Картинка 4 - «Катание на лыжах в Финляндии» (1913). Не забываем, что наш бложик про спорт и искусство, а не только про юмор.
Картинка 5 - «У баба Яги в гостях» (1911). Пробует себя в фольклоре. Причем сразу замахнулся на Шрека, с зелеными лицами у всех.
Картинка 6 - «Русское кабаре» (1916). Это будет отвечать за гомосексуализьм, чтоб было что запрещать.
Еще на 1 этаже было много картин из Франции, много красных (в прямом смысле) музыкантов и несколько классических цветочков. Почти все картон, на холсте и маслом сильнее. Но это уже 2 этаж.
Картинка 7 - «Портрет Солона Ильича Молло» (1917). Лучший Григорьев в портретах. Вот один из них как квинтэссенция.
Картинка 8 - «Мать Агата» (1924). Вот еще женский. Это уже в эмиграции. Там писал много, истово, до нервного напряжения. Там был расцвет мастерства.
Из цикла «Расея» только «Лики России» (1921), ну и 2023, если вы понимаете, о чем я. Жалко, конечно, но и так хорошо. Это картинка 9.
Хотя еще больше про Расею «Ревизор» (1935) на картинке 10. В это время Григорьев иллюстрирует русскую классику, особенно Достоевского. Но мне не понравилось, слишком прилизано, где-то все такое уже было. А вот эта картина сильна!
Резюмируя. Очень круто, если бы было в Москве, сходил бы еще. Но с недостатками, точнее, мои ожидания, которые, если верить одному питерцу, мои проблемы.