Сегодня детективы, Улицкая, мифы про Беллерофонта и книги патологоанатомов. Вроде все по тематике подобралось. Из лучшего (прям супер) - Маринина, Олди, Диккер, Френч. Крепкие середняки - один судмедэксперт, Мукерджи, Григорио и второй Осман. Плохие Монтанари и особенно Улицкая.
Итак, от худшего к лучшему.
1.
"Моё настоящее имя" Людмилы Улицкой. Автобиография, написанная белым стихом. И очень много некрасивой телесности, со смакованием секса, болезней, смерти. Прям таким вот старческим смакованием беззубым старческим ртом. Еще сказки какие-то глупые и невнятные. Было бы еще хуже, но ближе к концу Улицкая одумалась и написала пару нормальных статей про нормальных людей. Оценка 4 из 10.
2.
"Овация сенатору" Данилы Комастри Монтанари. Вроде и прикольный детектив из жизни Древнего Рима, но портит все абсолютно современный язык, современные мотивации и большая доля повесточки. Ну там сильные женщины борются против рабства, что-то такое. Оценка 5 из 10.
3.
"Вскрытие. Суровые будни судебно-медицинского эксперта в Африке" Райана Блюменталя. Тут название говорит само за себя. Много Африки и специальных причин для смерти там, много вскрытий, много этики. Плюс очень хорошая глава про самоубийства, зачем и почему они происходят, и как с этим бороться. Много забавных фактов. Оценка 6 из 10.
4.
"Критика криминального разума" Майкла Григорио. Вполне себе приятный нуар про преступления в Кенигсберге времен войны с Наполеоном, в расследовании которых принимает участие Иммануил Кант со своим нравственным законом. Но без звездного неба над головой, потому что зима, холод и погоды ужасные, как в любом нуаре. Из минусов - слегка однообразный слог, опять же, как в любом нуаре. Оценка 6 из 10.
5.
"Человек с большим будущим" Абира Мукерджи. Это приятный детектив про Индию начала XX века. Там много политики и геополитики, много этнографии, много любопытного. Из минусов - скучноватая, что для детектива прям минус. Оценка 6 из 10.
6.
"Человек, который умер дважды" Ричарда Османа. Вторая книга "Клуба убийств по четвергам" похуже. Больше юмора, больше движух. Но меньше этики, меньше философии увядания. Меньше сентиментальности. Меньше смысла, в конце концов. Тут героем мог бы быть любой, а не спецагенты из дома престарелых. Но все же Осман мастер, не отнять. Оценка 6 из 10.
7.
"Тайное место" Таты Френч. Прекрасный роман о взрослении девочек, что важно, маскирующийся под детектив. Очень много небанальной психологии, крутые характеры и их раскрытие, прекрасное знание подростков-девочек - ну насколько я их знаю. Прекрасно про взаимоотношения детей и родителей. Прекрасно о женской психологии в целом. Не понятно, зачем там сверхъестественное - возможно, у девочек в пубертате оно так и есть. Ну и слегка совсем затянуто. Ну и еще мужчины все же не жизненные слегка, в отличие от женщин. Так, слегка шаблонные и для мебели. Оценка 7 из 10.
8.
"Золотой лук" Генри Лайона Олди. Пересказ мифов про Беллерофонта, продолжающий Ахейский цикл Олди. Кто такая Химера, как и почему ее убили. Или не убили. Или не ее. Самая умная, по-моему, книга из всего цикла. Настолько умная, что иногда даже заумная - теряешь нить. Поэтому. Оценка 7 из 10.
9.
"Тьма после рассвета" Александры Марининой. Марина Александровна написала великий для себя роман, который маскируется за поисками маньяка в начале 80-х. По-моему, это чуть ли не лучший роман про Каменскую за все время. Это такой довольно прямой спич о том, почему мы живем так, как живем, и что дальше будет только хуже. Если не прилетят инопланетяне и не спасут нас. Оценка 8 из 10.
10.
"Правда о деле Гарри Квеберта" Жоэля Диккера. Сильнейший детектив. И как детектив, и как книга про писателей, и как срез нынешнего общества. Особенно как высказывание про новую этику и как этой новой этикой судить старые поступки. Очень крутая книга. Я давно не читал таких хороших детективов, такие попадаются 2-3 раза за год. Оценка 9 из 10.