Как Наталья Гончарова со скрепами боролась

Apr 04, 2021 13:45



Русские женщины борются за эмансипацию всерьез уже больше 100 лет. Раньше, пожалуй, это было сложнее. Вот, например, Наталья Гончарова.

Она побеждала сразу несколько скреп. Расставлю их от самых простых к самым сложным.

Запрет на внешний вид - грим (кому интересно, на картинке 1 он ультрамариновый) и одежду (она ходила в мужском костюме и принесла в Россию моду на платья-рубашки). До Первой Мировой этим баловались различные фрики-авангардисты, но преимущественно мужчины. Женщина должна была выглядеть пристойно.

На обнаженность. Женское обнаженное тело было собственностью мужчин. Рисовать его могли только мужчины. За «Натурщицу на синем фоне» (картинка 2) ее хотели лишить личной выставки, ее со скрипом пропустили, но саму картину показать так и не разрешили.

На происхождение. Она была внучкой той самой Натали Гончаровой, что подчеркивала, но и от чего слегка открещивалась (автопортрет на картинке 3, как многие автопортреты конца 1910, в древних платьях но с современным обликом женщины). Серьезный дворянский род, так было нельзя. Что подумает графиня Марья Алексеевна?

На личную жизнь. То, что она прожила невенчаной с Михаилом Ларионовым (картинка 4, цвет грима Михаила не знаю) было довольно скандальным и вызывало толки всю ее жизнь, причем даже в либеральной Европе.

Ну и главная скрепа, как обычно религиозная. Как ни странно, Наталья была глубоко верующим, воцерковленным человеком. Но то, как она писала евангелистов (картинка 5), Святого Андрея (картинка 6), Богоматерь (картинки 7 и 8) вызывало сильнейшее противодействие властей, церковных и светских. Она была первым российским художником, которого за творчество подвергли судебному преследованию, причем процесс так и не был закрыт до конца ее жизни.

Кстати, в разгар максимального давления ей было около 30 лет. То есть не оголтелый юношеский максимализм, а прочувствованная позиция. Второе кстати: через 15 примерно лет она остепенилась, стала сильно более консервативной, в моде полюбила женские силуэты, перестала дергать церковников за усы и не афишировала свое сожительство с Ларионовым и пару-другую адюльтеров. Обуржуазилась. Так что от юношеского бунта в ее борьбе было довольно много.

















история, живопись

Previous post Next post
Up