У меня двоякие мысли насчет насилия.
Что бы ни называлось этим словом.
Вроде бы, цивилизация мягчеет и идет по пути уменьшения насилия. Оно становится неприемлемым прежде всего в социальной повестке. В мозгах общества. Людей ограждают от показов насилия и его использования многочисленными рейтингами допуска и борьбой с контентом. С другой стороны, право государства на насилие тем же контентом только укрепляется, причем повсюду в мире.
С одной стороны, действительно растет ценность любой человеческой жизни. Коронавирусная история-истерия идет под знаменем этой ценности. С другой, как всегда есть жизни поценнее, чему тьма примеров. Удивительно, но есть люди, решающие «дилемму вагонетки» легко и просто. Что очень не радует и убивает риторику про ценность жизни на раз.
С одной стороны, семейное насилие декриминализируется, ну или идут попытки это сделать. Как минимум у нас в России. С другой, мощное интеллигентское лобби этому препятствует, что скорее хорошо.
В общем, мы наблюдаем процесс изменения прежде всего этики насилия. Наши дети точно будут жить слегка по-другому в этом вопросе. Как? Не знаю, жить им. Надеюсь, что лучше чем мы. И еще надеюсь, что новый мир не лишит их умения защищаться. Потому что этому учит насилие со стороны других прежде всего. И если насилия будет меньше или оно станет скрытым, умение защищаться может быть потеряно. Тогда менее этичные люди легко поработят более этичных.
Эти слегка путанные и пафосные размышления вызвали у меня красивые скульптуры, которые я увидел недавно в жизни, а затем в сети. На картинке 1 и 2 ангел Альфи Бредли из 100 000 ножей. Он собрал их в полицейских участках, специально затупил, почистил, выгравировал на клинках истории жертв насилия. Хотел поставить на Трафальгарской площади в Лондоне, но ему не разрешили. Налицо та же двойственность, про которую я говорю. Пока скульптура находится в мастерской художника.
На картинке 3 «Дети - жертвы пороков взрослых» Михаила Шемякина. Отвратительная, но и притягивающая скульптура на Болотной площади в Москве. Увидев ее после долгой карантинной разлуки, я придумал этот пост.
На 4 картинке скульптура Джонсона Цанга из Гонконга. У него есть серия работ, на которых руки и расплавленное оружие. Красиво и символично, на мой взгляд.
На 5 картинке турецкая скульптура, памятник против насилия над женщинами. К стене прикреплено 440 пар туфель, примерно столько женщин погибло от рук близких в 2018 году в Турции. Сделал ее Вахит Тун, и кроме насилия там определенная полемика с фундаментализмом в мусульманстве. Религиозное насилие тоже очень горячая тема, которая закипает прямо на наших глазах.
На 6 картинке работа шведского художника Карла Фредерика Рейтера «Мы против насилия». Автор - друг Джона Леннона, он установил ее на месте убийства певца. Револьвер той же марки, из которого Леннона застрелили. Скульптура так понравилась людям, что в мире есть еще 16 копий в разных городах. Главная из них около здания ООН в Нью-Йорке.
На 7 картинке монумент в Будапеште, посвященный жертвам Холокоста. С этой набережной фашисты топили евреев, чтобы не тратить пули. Трогательная работа, я видел что-то подобное в Кракове.
Закончить хочу картинкой 8, где изображен автор «Ангела из ножей» с хорошим призывом. Все же с насилием нужно бороться. Его уменьшение даст скорее положительный эффект доя цивилизации. А защищаться дети как-нибудь научатся.