Мужество?

Aug 09, 2011 11:57

Вопрос зависимостей всё чаще встаёт  перед глазами в последнее время....

Ли Харпер.
Убить пересмешника.
Часть I. Глава 11.

Джим покачал головой.
- Миссис Дюбоз была морфинистка,- сказал Аттикус.- Много лет она принимала морфий, чтобы утолить боль. Ей доктор прописал. Она могла принимать морфий до конца дней своих и умерла бы не в таких мучениях но у нее для этого был слишком независимый характер.
- Как так? - спросил Джим.
Аттикус сказал:
- Незадолго до той твоей выходки она попросила меня составить завещание. Доктор Рейнолдс сказал, что ей осталось жить всего месяца два-три. Все ее материальные дела были в идеальном порядке, но она сказала: "Есть один непорядок".
- Какой же? - в недоумении спросил Джим.
- Она сказала, что хочет уйти из жизни, ничем никому и ничему не обязанная. Когда человек так тяжело болен, Джим, он вправе принимать любые средства, лишь бы облегчить свои мучения, но она решила иначе. Она сказала, что перед смертью избавится от этой привычки,- и избавилась.
Джим сказал:
- Значит, от этого у нее и делались припадки?
- Да, от этого. Когда ты читал ей вслух, она большую часть времени ни слова не слыхала. Всем существом она ждала, когда же наконец зазвонит будильник. Если бы ты ей не попался, я все равно заставил бы тебя читать ей вслух. Может быть, это ее немного отвлекало. Была и еще одна причина...
- И она умерла свободной? - спросил Джим.
- Как ветер,- сказал Аттикус. -И почти до самого конца не теряла сознания.- Он улыбнулся.- И не переставала браниться. Всячески меня порицала и напророчила, что ты у меня вырастешь арестантом и я до конца дней моих должен буду брать тебя на поруки. Она велела Джесси упаковать для тебя эту коробку...
Аттикус наклонился, поднял конфетную коробку и передал ее Джиму.
Джим открыл коробку. Там на влажной вате лежала белоснежная, прозрачная красавица камелия "горный снег". У Джима чуть глаза не выскочили на лоб. Он отшвырнул цветок.
- Старая чертовка!-завопил он.-Ну что она ко мне привязалась?!
Аттикус мигом вскочил и наклонился к нему. Джим Уткнулся ему в грудь.
- Ш-ш, тише,- сказал Аттикус.- По-моему, она хотела этим сказать тебе - все хорошо, Джим, теперь все хорошо. Знаешь, она была настоящая леди.
- Леди?! - Джим поднял голову. Он был красный как рак.- Она про тебя такое говорила, и, по-твоему, она-леди?
- Да. Она на многое смотрела по-своему, быть может, совсем не так, как я... Сын, я уже сказал тебе: если бы ты тогда не потерял голову, я бы все равно посылал тебя читать ей вслух. Я хотел, чтобы ты кое-что в ней понял, хотел, чтобы ты увидел подлинное мужество, а не воображал, будто мужество - это когда у человека в руках ружье. Мужество - это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, по иногда все-таки побеждаешь. Миссис Дюбоз победила. По ее воззрениям, она умерла, ничем никому и ничему не обязанная. Я никогда не встречал человека столь мужественного.
Джим поднял с полу коробку и кинул в камин. Поднял камелию, и, когда я
уходила спать, он сидел и осторожно перебирал широко раскрывшиеся лепестки.
Аттикус читал газету.

мемо, чтиво

Previous post Next post
Up