живое духовное пение в Большом зале Филармонии.
Я абсолютно далека от религии, но схимандрит Серафим Бит Хариби своим волшебным голосом может покорить, кого угодно!
Об отце Серафиме я уже рассказывала.
Концерт входил в цикл Крещенских вечеров и был посвящён дню снятия блокады Ленинграда и дню памяти Святой равноопостольной Нины, просветительницы Грузии.
Расскажу теперь о концерте по порядку.
Сначала выскочила дама в чёрном костюме с папкой в руках, которая рассказала о традиции Крещенских вечеров и о той радости, которую приносит своим пением о.Серафим.
Затем вышел священник с посланием от Митрополита Варсонофия, которого в Петербурге недолюбливают не только атеисты, но и думающие верующие за его хамство и желание загрести Исаакиевский собор.
Затем вышел представитель Грузинской церкви в Санкт-Петербурге.
Затем опять выскочила дама с папкой и объявила, что сейчас выступит детский хор во имя преподобного Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери. При этом она рассказала об истории создания коллектива и о его руководительнице.
Потом вышли дети и спели несколько молитв чудесными голосами, а напоследок - одну на грузинском языке, чтобы таким образом приветствовать о.Серафима.
Уже прошло полчаса с начала концерта, мы с подругой раздражённо переглядывались - всё-таки, мы пришли слушать совсем других людей!
Тут опять вышла дама и начала по второму кругу расхваливать о.Серафима.
Но она ничего не сказала о прошлом о.Серафима, до того как он стал монахом. А я раскопала: раньше, до обета, Серафим Бит-Хариби жил совершенно иной жизнью. Занимался спортом. Четырёхкратный чемпион Грузии по восточной борьбе, является обладателем чёрного пояса и второго дана. Была и семья: жена и трое детей.
И, наконец, дождались-таки!
Хор монастыря тринадцати святых ассирийских отцов состоял их шести милых девушек, а мужская часть - из певчих Петербургской Духовной семинарии, консерватории, а бас-профундо вообще был народный артист России. Но я так разозлилась, что прослушала фамилию)
Начали с алаверды детскому хору и исполнили ту же вещь по-настоящему, по-грузински.
А затем спели на арамейском языке любимый отцом Серафимом псалом №50, который он сам сочинил.
Снимать было запрещено, да и сидели мы далеко, поэтому порылась в интернете, чтобы было какое-то представление.
Click to view
Дальше - больше. Пели и по-грузински, и по-арамейски и даже по-сербски - одну вещь из репертуара Дивны Любоевич.
Но кульминацией была "Молитва в Гефсиманском саду".
Я слушала в каком-то оцепенении, ощущая причастность к событиям. Может, потому, что была в Гефсиманском саду во время позапрошлогодней поездки в Израиль и видела тот самый камень, скрытый базиликой Борения, у которого Христос молился "до кровавого пота" - кто знает! Но впечатление было сильнейшее.
Click to view
В финале он опять спел псалом № 50 и предложил публике задавать ему вопросы и выражать пожелания.
Я мысленно сжалась, предчувствуя просьбы спеть традиционные "Сулико" и "Тбилисо", но, слава Богу, этого никто не попросил, а представители грузинской диаспоры стали что-то выкрикивать по-грузински, и он спел ещё несколько молитв.
Затем какой-то дядечка склочным тоном заявил:"Вот вы тут все консерваторские, а поёте с микрофонами. А без - слабО?"
О. Серафим ответил:"Легко!", попросил певцов отойти от микрофонов, и они прекрасными сильными голосами исполнили ещё одну вещь под гром аплодисментов.
Затем вышли представители грузинской диаспоры и подарили ему два золотых креста. Оказывается, он по распоряжению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II имеет право носить два креста. Что это значит - я не расслышала, но поняла, что это очень почётно.
Потом публика потянулась к сцене, общаться, а мы с подругой побежали по домам, к своим покинутым котам.