"Мы избалованы музыкой, которая придает особое значение гармонии вместо контрапункта. Иными словами, мы привыкли слушать музыку, в которой наверху звучит мелодия, которую снизу, как подушки, поддерживают аккорды - мелодия и гармония - напев и аккомпанемент... Такова основная идея нашей музыки только потому, что в течение примерно двухсот лет она развивалась в этом направлении.
Контрапункт появился раньше гармонии, которая представляет собой сравнительно недавнее явление. В действительности же вся первобытная музыка, как и музыка Востока сегодня, сотворена из л и н и й, равно как и сегодняшний джаз равным образом связан с линией...
Бах сплавил вертикальное и горизонтальное столь изумительным образом, что ни об одном его произведении вы никогда не сможете сказать: "Это только контрапункт" или "Это только гармония". Он сотворяет нечто вроде грандиозного кроссворда, в котором ноты "горизонтальных и вертикальных слов" взаимосвязаны, где все сходится и все ответы правильны."
Леонард Бернстайн
рукопись И.С. Баха