Маслоу о творческой установке сознания

Dec 28, 2014 11:04

Воистину, не напрасно Абрахама Маслоу называют одним из самых ярких мыслителей двадцатого века, провидцем и реформатором психологии. На мой взгляд, в его идеях психология переплетается с мистикой, которая при ближайшем рассмотрении оказывается самой что ни на есть реальностью,  осознание которой доступно не всем...
 С величайшим наслаждением читаю "Новые рубежи человеческой природы", последнюю книгу Маслоу. Не могу удержаться от цитирования.

Маслоу ставит знак равенства между творческой и состоявшейся личностью:

"У меня сложилось ощущение, что понятие креативности (творческой способности) и понятие здоровой, самоактуализирующейся, полностью человечной личности сходятся все ближе и ближе, и, возможно, окажутся одним и тем же.
 Другой вывод, к которому я склоняюсь, состоит в том, что художественное образование или, лучше сказать, образование посредством искусства значимо не столько для появления художников или произведений искусства, сколько для появления лучших людей. <...>
 Я говорю о работе, цель которой - люди, не нуждающиеся в неподвижном и устойчивом, "замороженном" мире, в том, чтобы жить так, как жили их отцы. Такие люди будут уверенно смотреть в завтрашний день, даже не зная, что произойдет, но рассчитывая на свою способность импровизировать в ситуации, никогда ранее не возникавшей. Это означает новый тип человека - его можно было бы назвать Гераклитовым. Общество, которое сможет воспитать таких людей, выживет, а те общества, которые с этим не справятся, погибнут." <...>

"В основе проблемы, которую я пытаюсь решить, лежит следующее наблюдение: творческая личность в фазе вдохновения утрачивает свое прошлое и свое будущее и живет только данным моментом. Она полностью погружена в него и поглощена настоящим, текущей ситуацией, тем, что происходит здесь и теперь, служит объектом действия.
 Эта способность "потеряться в настоящем" представляется мне непременным условием любой креативности. Но должны существовать определенные предпосылки этой способности к выходу из времени, из себя, из пространства, из общества, из истории."

Далее Маслоу перечисляет упомянутые предпосылки и раскрывает их суть. Речь идет об отказе от прошлого и будущего, "невинности" восприятия, максимально полной спонтанности, утрате эго (самозабвении) и т.д. На некоторых понятиях хочется остановиться подробнее:

"Принятие: положительная установка. В моменты погружения в "здесь-и-теперь" и самозабвенности мы склонны быть "положительнее" и в ином смысле, а именно отказываться от критики того, с чем мы сталкиваемся (его редактирования, отбора, коррекции, улучшения, отбрасывания, оценивания, проявления по отношению к нему скепсиса и сомнения). Иначе говоря, мы его принимаем, вместо того чтобы отвергать или отбирать. Отсутствие преград к предмету внимания означает, что мы как бы позволяем ему изливаться на нас. Мы позволяем ему идти своим путем, быть собой.. Такая установка облегчает даосистский подход в смысле скромности, невмешательства, восприимчивости."

"Даосистская восприимчивость. Термины "даосизм" и "восприимчивость" многозначны, причем все значения важны, но почти неуловимы, так что их трудно передать вне контекста. <...> Прежде всего, по аналогии с уважением художника к своему материалу, мы можем говорить об уважительном внимании к объекту как о своего рода вежливости или почтении, исключающем вмешательство контролирующей воли и сходным с принятием этого объекта всерьез. Это равнозначно рассмотрению его как такового, как цели, как имеющего собственное право на существование, а не как средства, инструмента достижения какой-то внешней цели.
 Это почтение и уважительность в равной мере касается проблем, материалов, ситуаций, человека. Это то, что один автор (К. Фоллет) назвал капитуляцией перед авторитетом фактов, законом ситуации. При этом я могу перейти от голого разрешения "ему" быть самим собой - к любящему, заботливому, одобряющему, радостному желанию, чтобы он был таким, как это бывает по отношению к ребенку, или возлюбленной, или дереву, или стихотворению, или любимому животному.
 Подобная априорная установка необходима для восприятия или понимания всего конкретного богатства объекта - богатства его собственной природы и собственного стиля, без нашей помощи, без навязывания себя объекту, примерно так же, как мы замолкаем, пытаясь расслышать шепот другого." <...>

"Слияние личности с миром. <...> Я полагаю, что паутина взаимосвязей, которую я пытался распутать и рассмотреть, может помочь нам понять это слияние скорее как естественное событие, чем нечто мистическое и эзотерическое.
 И я, наконец, понимаю. что имел в виду Хокусай, сказавший: Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей."

psycho, психология творчества

Previous post Next post
Up