из подарочков. что мне сделалали в зимнепраздники

Jan 14, 2024 14:56

Обзор Дмитрия Померанцева  аудиоверсий моих рассказов.
https://vk.com/tiflocentr

«Раз, два, три - ёлка, гори!»

Рождество и Святки - самое подходящее время для сказок, историй о чудесном, необычайном, страшном. Рассказ Натальи Резановой «Зимняя стража» целиком и полностью отвечает канонам жанра святочной истории. Есть тут и ожидание чуда, и одолевающее зло добро, и самый настоящий ужас-ужас-ужас, но - тс-с-с! - сохраним интригу. Кстати, святки, если вдруг кто не знает, длятся у нас с Рождества Христова до Крещенского Сочельника, то есть, с 7 по 17 января. И если вы по каким-то причинам еще не читали «Зимнюю стражу», нынче - самое время наверстать упущенное.

Строго говоря, описанный в рассказе праздник называется Полузимьем и являет собой скорей нечто языческое, нежели христианское. Но когда на главной площади старинного средневекового города высится огромная пышная елка, вокруг которой водят хороводы, дети бегают с еловыми и сосновыми ветками, а в каждом доме тоже непременно должно появиться хвойное дерево, под которое будут складываться подарки, к гадалке не ходи - это оно самое, Рождество, и есть!

Зимняя стража - это такой как бы патруль, состоящий из одних девушек. Девушки должны встречать и сопровождать волшебного деда, который придет из леса и принесет подарки детям, которые хорошо себя вели. Или же встретить и отогнать буку, которая придет к детям плохим, непослушным.

«Они разучились называть свой страх по имени и забыли о нём», - говорит о горожанах одна из героинь - наставница юных стражниц Герса. Эту же фразу - слово в слово - повторяет за ней главная героиня - бывшая стражница Табити. Она долгое время не была в городе, вернулась домой после десятилетних странствий и - вполне естественно - не узнала родные места. Традиции еще худо-бедно соблюдаются, но превратились по сути в пустую формальность. Некогда грозная Зимняя стража стала чем-то вроде фитнесс-центра для девиц, желающих подкачать фигуру, чтобы как можно удачней выйти замуж, боевой ритуал защиты выродился в безобидные пляски под ёлкой, а жертвенные подношения суровому локальному божеству сделались просто подарками.

Привычка украшать дома хвойными букетами и деревьями, а также сжигать те и другие по окончании праздника под радостные крики детворы: «Елка, гори!» еще жива среди горожан, но это уже не боевая магия, не волшебный оберег от хтонической нечисти, а всего лишь пережиток темного языческого прошлого, повод для народного веселья и гуляний.

Пожалуй, наилучшее определение дала рассказу сама писательница: «История о том, как жестокий миф превращается в детский праздник».

Табити - безусловно главная находка и главная удача автора. Не случайно рассказ был номинирован на премию «Бегущая по волнам», вручаемую за лучший женский образ в фантастическом произведении. Не знаю, как там у Табити с перемещениями по водной поверхности - действие рассказа, напомню, происходит зимой, но вот по снегу она бегает довольно резво. Даже несмотря на лишний вес, коим её не замедлила ехидно попрекнуть острая на язык наставница юных стражниц Герса.

Рассказ «Зимняя стража» входит в цикл «Хрустальный собор», начатый в 2001 году рассказом «Жертва». Далее были разбросанные по различным журналам и сборникам повести и рассказы «Конвоир» (2004), «Лицо» (2006), «Зов Нимра» (2008), «Капрал Фелан и дикая девка» (2010), «Из глубины» (2011), «Зимняя стража» (2014) и, наконец, роман «Криптия», который увидел свет в издательстве «Снежный ком» в 2019 году.

Кроме того, в цикл входят еще не опубликованные роман «Псы и чародеи» и повесть «Серебряная маска». Полностью под одной обложкой цикл «Хрустальный собор» не публиковался ни разу, ни одно из входящих в него произведений - помимо «Зимней стражи» не было озвучено.

Надеюсь, что только пока. И надеюсь на скорый выход романа и повести.

Впрочем, составившие цикл произведения не связаны между собой сюжетно, не имеют сквозных персонажей - их объединяют место и время действия, географические названия и имена якобы исторических деятелей. Это полностью вымышленный мир, но он продуман и убедителен, зрим и достоверен. И ничего страшного не будет, если вы начнете изучать его не весь сразу, но постепенно, по кусочку - с разных сторон.

В одном из интервью Наталья Владимировна сказала:

«Большинство моих книг, формально проходит по разделу «фэнтези», но нередко приходилось слышать претензии - и от читателей, и от издателей - где там фантастика? И не без причины. Я люблю историю, и историей вдохновлены эти книги, где бы ни происходило действие - в Западной Европе, на Ближнем Востоке или в архаической Греции. Однако я все же фантаст, и ни одна из этих книг не является исторической в чистом виде, всегда есть фантастические допущения.

Однако со временем мне стало интересно писать тексты, в которых «фантастическое» преобладало над «историческим». Так появился цикл «Хрустальный собор» - о мире, несколько отличном от нашего, где магия и ее порождения существуют и действуют по своим законам».

Люблю рассказы Натальи Резановой. Ее романы и повести тоже превосходны и заслуживают всяческого внимания. Но именно в короткой прозе она достигает максимального художественного эффекта - ее отточенные, мастерски выстроенные новеллы в полном соответствии с заветами Хулио Кортасара побеждают нокаутом. И то обстоятельство, что мы родились и живем в одном городе, учились в одной alma mater, давно знакомы и дружим, никак на мое отношение к ее творчеству не влияет.

Почитайте рассказы «Ночь правды», «На Масленой неделе, в воскресенье», «Дети Луны». Право же, каждый из них стоит целого романа.

К сожалению, проза Натальи Резановой весьма скромно представлена в аудиоформате. Три ее рассказа - «Аргентум», «Защитники» и «Печальный остров» были озвучены Владиславом Коппом в программе «Модель для сборки», выходившей на радио, ТВ и в Интернете.

Рассказ «Гиноцид» прочитал Дмитрий Кузнецов в рамках проекта «StoryCast Аудиокниги». Рассказ «Стою на полустаночке» исполнил Станислав Воронецкий (этот лихой и чуть иронический космический боевик а ля Роберт Хайнлайн вошел в состав аудиосборника «Дозор навсегда» издательства «Аудиокнига (АСТ)»). И наконец рассказ «Хороший писатель» удостоился сразу двух озвучек - от Ильи Веселова (цикл «Автостопом по фантастике») и от Лоры Луганской (студия «Логосвос»).

Особое внимание рекомендую обратить на рассказы «Гиноцид» (это не опечатка - именно так у автора - через букву «и» в первом слоге - почему, поймете, когда прочтете) и «Стою на полустаночке». Эти две вещи объединил бы в отдельный цикл по одному общему признаку. Помните, был такой советский фильм - «Старики-разбойники»? Ну, а тут то же самое, только с обратным гендерным вектором: «Старушки-разбойницы» или, если угодно, «Бой-бабушки». По-моему, неплохо звучит.

Рассказ «Зимняя стража» был озвучен Валерием Смекаловым в числе других произведений, вошедших в коллективный сборник «Обыденный дозор. Лучшая фантастика 2015» (издательство «Аудиокнига (АСТ)»). Прямо скажем, не самое лучшее название для книги, но тогда, десять лет назад, всевозможные «Дозоры» еще шли на «ура» - как горячие пирожки, так что с т. з. маркетинга издательство наверняка не прогадало. Что же касается чтеца, то именно на «Дозорах» Валерий Смекалов, что называется, и собаку съел, и руку набил, и популярность среди любителей аудиокниг обрел. Причем то была не классическая трилогия Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева, но всевозможные сиквелы, приквелы и прочий сопутствующий продукт, в коих Сергей Васильевич если и поучаствовал, то исключительно соавтором никому не известных молодых и безусловно талантливых литераторов. Из других писателей, с чьими книгами довелось поработать данному исполнителю, отметил бы таких хороших и разных авторов, как американцы Стивен Кинг и Майкл Каннингем, а также отечественные прозаики Станислав Востоков и Дмитрий Казаков - еще один земляк-нижегородец, о тетралогии которого «Оружейник» писал минувшим летом. Сейчас Дмитрий находится в зоне боевых действий - удачи ему и здоровья!

И возвращаясь к озвучке. Как уже было сказано, рассказ «Зимняя стража» прочитан Валерием Смекаловм. Хорошо прочитан - почти отлично. Если бы не одно маленькое «но». Город Элат, в котором происходит действие (именно так он зовется в тексте у автора), у чтеца периодически превращается в Злат и обратно. Все понимаю: буквы «Э» и «З» действительно похожи визуально - любой может спутать и оговориться.

Но чередовать их на протяжении всего повествования… Хотя бы к концу-то можно было определиться с выбором и прийти к единому знаменателю?

А впрочем - так ли это важно? Мы-то с вами - читатели проницательные и понимаем, что речь идет об одном и том же городе, а не о двух разных, и что героиня не телепортируется из одного в другой и обратно по нескольку раз на дню. Просто примите это к сведению и не обращайте внимания. На сем разрешите прервать дозволенные речи и откланяться.
«Раз, два, три - ёлка, гори!»

Рождество и Святки - самое подходящее время для сказок, историй о чудесном, необычайном, страшном. Рассказ Натальи Резановой «Зимняя стража» целиком и полностью отвечает канонам жанра святочной истории. Есть тут и ожидание чуда, и одолевающее зло добро, и самый настоящий ужас-ужас-ужас, но - тс-с-с! - сохраним интригу. Кстати, святки, если вдруг кто не знает, длятся у нас с Рождества Христова до Крещенского Сочельника, то есть, с 7 по 17 января. И если вы по каким-то причинам еще не читали «Зимнюю стражу», нынче - самое время наверстать упущенное.

Строго говоря, описанный в рассказе праздник называется Полузимьем и являет собой скорей нечто языческое, нежели христианское. Но когда на главной площади старинного средневекового города высится огромная пышная елка, вокруг которой водят хороводы, дети бегают с еловыми и сосновыми ветками, а в каждом доме тоже непременно должно появиться хвойное дерево, под которое будут складываться подарки, к гадалке не ходи - это оно самое, Рождество, и есть!

Зимняя стража - это такой как бы патруль, состоящий из одних девушек. Девушки должны встречать и сопровождать волшебного деда, который придет из леса и принесет подарки детям, которые хорошо себя вели. Или же встретить и отогнать буку, которая придет к детям плохим, непослушным.

«Они разучились называть свой страх по имени и забыли о нём», - говорит о горожанах одна из героинь - наставница юных стражниц Герса. Эту же фразу - слово в слово - повторяет за ней главная героиня - бывшая стражница Табити. Она долгое время не была в городе, вернулась домой после десятилетних странствий и - вполне естественно - не узнала родные места. Традиции еще худо-бедно соблюдаются, но превратились по сути в пустую формальность. Некогда грозная Зимняя стража стала чем-то вроде фитнесс-центра для девиц, желающих подкачать фигуру, чтобы как можно удачней выйти замуж, боевой ритуал защиты выродился в безобидные пляски под ёлкой, а жертвенные подношения суровому локальному божеству сделались просто подарками.

Привычка украшать дома хвойными букетами и деревьями, а также сжигать те и другие по окончании праздника под радостные крики детворы: «Елка, гори!» еще жива среди горожан, но это уже не боевая магия, не волшебный оберег от хтонической нечисти, а всего лишь пережиток темного языческого прошлого, повод для народного веселья и гуляний.

Пожалуй, наилучшее определение дала рассказу сама писательница: «История о том, как жестокий миф превращается в детский праздник».

Табити - безусловно главная находка и главная удача автора. Не случайно рассказ был номинирован на премию «Бегущая по волнам», вручаемую за лучший женский образ в фантастическом произведении. Не знаю, как там у Табити с перемещениями по водной поверхности - действие рассказа, напомню, происходит зимой, но вот по снегу она бегает довольно резво. Даже несмотря на лишний вес, коим её не замедлила ехидно попрекнуть острая на язык наставница юных стражниц Герса.

Рассказ «Зимняя стража» входит в цикл «Хрустальный собор», начатый в 2001 году рассказом «Жертва». Далее были разбросанные по различным журналам и сборникам повести и рассказы «Конвоир» (2004), «Лицо» (2006), «Зов Нимра» (2008), «Капрал Фелан и дикая девка» (2010), «Из глубины» (2011), «Зимняя стража» (2014) и, наконец, роман «Криптия», который увидел свет в издательстве «Снежный ком» в 2019 году.

Кроме того, в цикл входят еще не опубликованные роман «Псы и чародеи» и повесть «Серебряная маска». Полностью под одной обложкой цикл «Хрустальный собор» не публиковался ни разу, ни одно из входящих в него произведений - помимо «Зимней стражи» не было озвучено.

Надеюсь, что только пока. И надеюсь на скорый выход романа и повести.

Впрочем, составившие цикл произведения не связаны между собой сюжетно, не имеют сквозных персонажей - их объединяют место и время действия, географические названия и имена якобы исторических деятелей. Это полностью вымышленный мир, но он продуман и убедителен, зрим и достоверен. И ничего страшного не будет, если вы начнете изучать его не весь сразу, но постепенно, по кусочку - с разных сторон.

В одном из интервью Наталья Владимировна сказала:

«Большинство моих книг, формально проходит по разделу «фэнтези», но нередко приходилось слышать претензии - и от читателей, и от издателей - где там фантастика? И не без причины. Я люблю историю, и историей вдохновлены эти книги, где бы ни происходило действие - в Западной Европе, на Ближнем Востоке или в архаической Греции. Однако я все же фантаст, и ни одна из этих книг не является исторической в чистом виде, всегда есть фантастические допущения.

Однако со временем мне стало интересно писать тексты, в которых «фантастическое» преобладало над «историческим». Так появился цикл «Хрустальный собор» - о мире, несколько отличном от нашего, где магия и ее порождения существуют и действуют по своим законам».

Люблю рассказы Натальи Резановой. Ее романы и повести тоже превосходны и заслуживают всяческого внимания. Но именно в короткой прозе она достигает максимального художественного эффекта - ее отточенные, мастерски выстроенные новеллы в полном соответствии с заветами Хулио Кортасара побеждают нокаутом. И то обстоятельство, что мы родились и живем в одном городе, учились в одной alma mater, давно знакомы и дружим, никак на мое отношение к ее творчеству не влияет.

Почитайте рассказы «Ночь правды», «На Масленой неделе, в воскресенье», «Дети Луны». Право же, каждый из них стоит целого романа.

К сожалению, проза Натальи Резановой весьма скромно представлена в аудиоформате. Три ее рассказа - «Аргентум», «Защитники» и «Печальный остров» были озвучены Владиславом Коппом в программе «Модель для сборки», выходившей на радио, ТВ и в Интернете.

Рассказ «Гиноцид» прочитал Дмитрий Кузнецов в рамках проекта «StoryCast Аудиокниги». Рассказ «Стою на полустаночке» исполнил Станислав Воронецкий (этот лихой и чуть иронический космический боевик а ля Роберт Хайнлайн вошел в состав аудиосборника «Дозор навсегда» издательства «Аудиокнига (АСТ)»). И наконец рассказ «Хороший писатель» удостоился сразу двух озвучек - от Ильи Веселова (цикл «Автостопом по фантастике») и от Лоры Луганской (студия «Логосвос»).

Особое внимание рекомендую обратить на рассказы «Гиноцид» (это не опечатка - именно так у автора - через букву «и» в первом слоге - почему, поймете, когда прочтете) и «Стою на полустаночке». Эти две вещи объединил бы в отдельный цикл по одному общему признаку. Помните, был такой советский фильм - «Старики-разбойники»? Ну, а тут то же самое, только с обратным гендерным вектором: «Старушки-разбойницы» или, если угодно, «Бой-бабушки». По-моему, неплохо звучит.

Рассказ «Зимняя стража» был озвучен Валерием Смекаловым в числе других произведений, вошедших в коллективный сборник «Обыденный дозор. Лучшая фантастика 2015» (издательство «Аудиокнига (АСТ)»). Прямо скажем, не самое лучшее название для книги, но тогда, десять лет назад, всевозможные «Дозоры» еще шли на «ура» - как горячие пирожки, так что с т. з. маркетинга издательство наверняка не прогадало. Что же касается чтеца, то именно на «Дозорах» Валерий Смекалов, что называется, и собаку съел, и руку набил, и популярность среди любителей аудиокниг обрел. Причем то была не классическая трилогия Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева, но всевозможные сиквелы, приквелы и прочий сопутствующий продукт, в коих Сергей Васильевич если и поучаствовал, то исключительно соавтором никому не известных молодых и безусловно талантливых литераторов. Из других писателей, с чьими книгами довелось поработать данному исполнителю, отметил бы таких хороших и разных авторов, как американцы Стивен Кинг и Майкл Каннингем, а также отечественные прозаики Станислав Востоков и Дмитрий Казаков - еще один земляк-нижегородец, о тетралогии которого «Оружейник» писал минувшим летом. Сейчас Дмитрий находится в зоне боевых действий - удачи ему и здоровья!

И возвращаясь к озвучке. Как уже было сказано, рассказ «Зимняя стража» прочитан Валерием Смекаловм. Хорошо прочитан - почти отлично. Если бы не одно маленькое «но». Город Элат, в котором происходит действие (именно так он зовется в тексте у автора), у чтеца периодически превращается в Злат и обратно. Все понимаю: буквы «Э» и «З» действительно похожи визуально - любой может спутать и оговориться.

Но чередовать их на протяжении всего повествования… Хотя бы к концу-то можно было определиться с выбором и прийти к единому знаменателю?

А впрочем - так ли это важно? Мы-то с вами - читатели проницательные и понимаем, что речь идет об одном и том же городе, а не о двух разных, и что героиня не телепортируется из одного в другой и обратно по нескольку раз на дню. Просто примите это к сведению и не обращайте внимания. На сем разрешите прервать дозволенные речи и откланяться.

рецензии

Previous post Next post
Up