Dec 12, 2024 14:02
"Сиротки бури" (США, 1921)
Был в позапрошлом веку такой французский литератор Адольф Деннери, ныне изрядно позабытый, хотя, у нас его в основном знают по пьесе «Дон Сезар де Базана». Но речь пойдет не о ней.
С одним из соавторов он написал роман «Две сироты», который затем переделал его в пьесу. И вот пьеса имела большой успех, она шла и в Европе, и в Америке. А с возникновением кинематографа неоднократно экранизировалась. Я насчитала фильмов десять, последний был снят в 70-х прошлого века. Но в историю вошел только фильм американского классика Дэвида У. Гриффита.
С этим опусом случилось то же, что и с предшествующим, главным фильмом Гриффита «Нетерпимость» - у него был огромный по тем временам бюджет, он провалился в прокате ( может быть, потому что был для тогдашних зрителей слишком длинным), а затем был признан шедевром.
То, что нейтральное слово «сироты» превратилось в русском переводе в слащавых «сироток», как ни странно, на мой взгляд, вполне уместно. Как обычно, Гриффит пытается сочетать эпический стиль, связанный с ключевыми моментами истории ( в данном случае это французская революция) с классической мелодрамой, с похищенный и подброшенными младенцами, разлученными родственниками, смертельными опасностями и таким благостным финалом, что челюсти у крокодила склеятся. Даже введенные в сюжет исторические персонажи проходят по классическом амплуа «благородный герой» - тут это Дантон ( именно ему на сюжете отведена роль кавалерии, которая прискачет вовремя и вытащит героиню из под ножа гильотины, и «гнусный злодей» - тут это Робеспьер.
Ругаю ли я фильм? Нисколько. Как и подчеркнутую идеологичность его. Зрителю всячески разъясняется, что, конечно, что классовое неравенство, и гнет аристократии - это плохо, но революционный террор ( в английских титрах прямо именуемый «большевизмом») - гораздо, гораздо хуже. Вы на год выхода обратили внимание.
Однако фильм в разряд классически попал не просто так. Можно подивиться, что так умели снимать не просто так. Операторская работа, монтаж, игра со светом - все намного опережает по качеству большинство тогдашних фильмов. Поправьте меня, если я не права, но режиссерские приемы Гриффита напоминают его современника на другой стороне глобуса - Сергея Эйзенштейна. Только у Гриффита денег больше и идеология прямо противоположная.
Вдобавок огромная массовка, великолепно проработанный визуальный ряд. Об актерской игре в большинстве случаев не приходится говорить,работают яркие типажи.
Однако главной приманкой для тогдашнего зрителя было участие в главных ролях звезд немого кино - Лилиан и Дороти Гиш ( по иронии судьбы, актрисы- сестры играют названых сестер, которые по крови не родня). Точнее, истинной звездой была старшая - Лилиан, она играла во всех основных фильмах Гриффита, и обладала несомненным драматическим дарованием, ее карьеру не погубил ни возраст, ни приход звука в кино - она снималась до глубокой старости.
Но здесь упор сделан именно на внешность актрис. Они обладают тем типом кукольной красоты, что был тогда в моде, и это всячески подчеркивается костюмами и прическами. Героини - и есть куклы, марионетки на сцене истории.
«Сиротки бури» - последний значительный фильм Гриффита, после он продолжал снимать, но не создал ничего выдающегося.
история,
кино