Гобелены: почти забытое искусство

Oct 24, 2011 14:06

Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».





Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке. В 1662 году во Франции была открыта королевская мануфактура братьев Гобеленов, которая объединила все шпалерные мастерские Парижа. Так возникло первое промышленное производство шпалер. Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти. Его наследники в XVI век.




С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен - то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия - символ королевской мануфактуры.




Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами. Шпалеры, которые ткали во Франции, в Турени, во второй половине XV - начале XVI веков, называют мильфлёрами. Это слово происходит от французского «de mille fleures», что означает «тысяча цветов».




Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.




В гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Расцветом искусства шпалеры в Египте считается период с IV по VII век. В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты.




Шпалерное ткачество было известно и в Древней Греции. Об этом говорит миф об Арахне. Покровительницей ткачества считаласьАфина. Другое свидетельство - поэма Гомера Одиссея. Жена Одиссея Пенелопа ткет саван своему свекру - Лаэрту, который, как видно на вазописном рисунке, представляет собой ни что иное как узорчатую ткань, выполненную методом полотняного переплетения.

В Америке (Перу) самые ранние изделия, созданные по принципу шпалерного ткачества из шерсти и хлопка, датируются 2500 г. до н. э.




Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали сохранить тепло.

Самая ранняя европейская шпалера из церкви св. Гереона в Кёльне выполнена рейнскими мастерами в XI веке. Отдельные её мотивы (изображения фантастических животных) схожи с мотивами византийских тканей IX - X веков. Для шпалер этой эпохи, создававшихся по церковным заказам, характерна монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Стилистически шпалеры романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение - простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Плотность основы не превышала 5 нитей на сантиметр. Были популярныбиблейские и исторические сюжеты.




В XV столетии самые значительные шпалеры создаются в мастерских Брюсселя.

Среди группы шпалер, созданных в разных центрах и относящихся к типу "тысячи цветов", следует отметить "Даму с единорогом" (Париж, музей Клуни), авторство которой недавно приписано одному из учеников Вюлькопа, являющегося также автором картонов к "Охоте на единорога" (Нью-Йорк, музей Клуатры).




К концу XV века Фландрия, где производство шпалер поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами, стала главным центром художественного ткачества и удерживала первенство в течение трёх веков. Во Фландрии было положено начало традиции создания шпалеры по картинам великих художников.




Во Франции и Фландрии становятся популярными шпалеры с реалистическим пейзажем и натюрморты. Первые вердюры (фр. verdure - листва, зелень) были созданы на брюссельских мануфактурах. Построение пейзажа вердюры схоже с кулисным пейзажем в живописи. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго - светло-зелёный, для дальнего - бледно-голубой.




С 1730-х годов во французском шпалерном ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в шпалере живописный оригинал. Увеличивается плотность полотна, пряжа окрашивается в тысячи разнообразных оттенков. Одним из тех, кто настаивал на буквальном воспроизведении картины, был художник и руководитель парижской мануфактуры Жан Батист Удри. По его инициативе была введена цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых строго должен был придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания шпалеры была исключена творческая инициатива ткача - теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то подправлять и изменять.




В России первая шпалерная мануфактура появилась при Петре I в 1717 году. В Петербурге была основана Шпалерная мануфактура, здесь трудились приглашённые из Франции мастера. Улица, где она располагалась, и сейчас носит название Шпалерной. Расцвет мануфактуры пришёлся на 1760 - 1770-е годы, к тому времени на ней работали отечественные ткачи, картоньеры и художники. На петербургской мануфактуре культивировался редкий для шпалеры жанр - портрет.
Развитие машинного производства во второй половине XIX века привело к упадку шпалерных мануфактур.




Шпалеры ткутся вручную. На станке натягиваются нити основы, обычно это нецветной лён. Затем нити основы переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Шпалеры ткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). Существует также несколько ткацких приёмов смены цветаутка без образования прорехи (так называемого реле) в полотне шпалеры. Кроме того, так как процесс создания шпалеры трудоёмок и требует времени, один ковёр обычно выполняют несколько мастеров.




По способу исполнения гобелены бывают двоякого рода: одни ткутся на станке, в котором основа натянута в отвесном положении; это более дорогой, трудный, но вместе с тем и совершеннейший сорт ковров, называемый haute-lisse (готлис); другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное положение, благодаря чему труд работающего значительно облегчается, носят название basse-lisse (баслис). Парижская национальная мануфактура с 1826 г. занимается изготовлением исключительно ковров первого рода.




В нынешнее время высоких технологий, ткацкий ручной труд используется в меньших объемах. Используя современную автоматизированную технику, свои творческие идеи, авторы воплощают в роскошных гобеленах для шикарных интерьеров. Но многие работают и в формате «мини» - ткут небольшие картинки размером с фотографию, которые продаются по вполне доступным ценам и подходят, для обычной скромной квартиры.




У нас в квартире тоже висит картина-гобелен, на ней изображен чудный осенний пейзаж - парк, голые деревья и мраморные статуи под плачущим небом...

живопись, история, классика, искусство, средневековье

Previous post Next post
Up