Мемуары гейши

Oct 18, 2011 12:03

Суть ремесла гейши часто приводит иностранку в негодование. «Игрушка для мужчин!» - скажет она, и тем самым профессия гейши будет заклеймена навечно. С точки зрения стороннего наблюдателя, для которого мужчина в Японии во всех отношениях занимает доминирующее положение, какое только можно себе вообразить, такое раздвоение женской природы даст право лучшей половине человечества в Японии считать свое положение несправедливым. Почему жена не может проводить время вне дома с мужем? Почему гейше нельзя выйти замуж и устроиться па обычную работу, как всем?





Сократившись по численности с 80 тысяч в начале XX века до 2 тысяч в наше время, количество японских гейш продолжает с каждым годом уменьшаться. И возможно, скоро они станут лишь легендой. Причиной этому - появление большого количества более доступных и дешёвых услуг девушек из бань и легальных публичных заведений «фудзоку», которые, к сожалению, стирают границы между высоким искусством гейш и проституцией.

Собственно, называть гейш гейшами стали иностранцы, проникающие в древнюю Японию, т.к. на языке оригинала это слово звучит как «гэйся», где «гэй» обозначает искусство, а «ся» - человек.




Первоначально гейшами были мужчины - да-да! Существует несколько версий этих событий. Версия первая: гейшами являлся первоначальный состав театра Кабуки. Версия вторая: гейшами называли артистов квартала Ёсивары (в Эдо), развлекавших доблестных самураев (также их называли «хокэн» - «шуты»). Самураи почитали развлекательное общение с женщинами в чём-то нечистым и недостойным доблестных и учёных мужей, поэтому предпочитали представителей своего же пола, столь же образованных и могущих поддержать интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ. И только с течением времени появились гейши-женщины, которые вытеснили с «арены» гейш-мужчин.




Основными центрами, где процветала культура гейш были Эдо, Киото и Осака - началось это в XVII веке, а в XIX веке наступила эра расцвета гейш, когда они в буквальном смысле правили балом. В то же время были заложены нормы поведения гейш, традиции и изучаемые ими искусства, сохранившиеся неизменными до нашего времени. Гейши-женщины выступали хозяйками вечеров, развлекая своих гостей-мужчин, ведя нить беседы, выступая с игрой на различных музыкальных инструментах или услаждая слух пением.




Девочек, которым судилось стать гейшами, с детства приучали к позитивному настрою.Они росли и учились радоваться всему. Красивый закат, дуновение ветра, цветок -все это было поводом к радости. Выростая, девочки превращались в спокойных, уверенных в себе женщин. Знающих, что их жизнь будет полностью освещена удовлетворению мужских потребностей, но удовлетворению по высшему разряду. Показывая, мастер-класс в постели, проявляя инициативу, изобретательность и сохраняя свою индивидуальность, она самая лучшая, счастливая, жизнерадостная. Она гейша. Она полностью владеет секретами тонкости мужской души. Она умеет выслушать, уловить желания и настроения мужчины. И при этом никогда не пускает в свою жизнь суету. Она всегда спокойна.

Гейши используют «тайный оружие» - копируют жесты, слова и мимику мужчины. Это позволяет наладить невидимый контакт, почувствовать мужчине родство душ.




Чаще всего гейшами становились девочки из бедных семей, проданные в дома гейш (окия - ед. число), дочери владелиц таких домов (владелиц называли матушками - «ока-сан»)или дочери самих гейш. Таким образом всё своё детство будущие гейши проводили в служанках, а затем и помощницах главных гейш. Поскольку гейши в окия именовали друг друга сёстрами, то сами гейши являлись старшими, а их помощницы - младшими сёстрами (также начинающих гейш называли «майко» - «ученица»). Обучение происходило по принципу: «смотри на меня и делай как я» (метод минарай).




Будущие гейши обучались искусству пения и игры на музыкальных инструментах, искусству аранжировки цветов, умению выбирать и носить кимоно, традиционным танцам, каллиграфии и живописи, также гейши должны были уметь вести чайную церемонию (тяною). Таким образом, они получали практически всестороннее и неплохое для того времени образование, что позволяло им на равных участвовать в беседах с мужчинами, а иногда и занимать более превосходящую позицию по отношению к своим гостям.




В возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя церемонию инициации и получая новое имя (в подавляющем большинстве случаев это было имя старшей сестры). С этого момента молодая гейша должна быть причёсана и одета соответствующим образом и тогда же старшая сестра начинает знакомить её со своими клиентами, причем, чем их больше и чем популярнее старшая сестра, тем лучше младшей - у неё есть шанс заранее подобрать себе «клиентскую базу». В обязанности старшей сестры входит также подбор подходящего клиента для мидзуаге - процедуры, включающей дефлорацию молодой гейши.




Отношение к девственности в культуре гейш было трепетным: майко понятия не имели об этой стороне отношений с мужчинами, поэтому право первой ночи стоило очень дорого и клиент для этой цели отбирался с особой тщательностью. По окончании процедуры майко переставала быть ученицей и становилась полноправной гейшей, имея с этого момента право на специальную причёску. Отдельно нужно отметить, что в настоящее время процедура мидзуаге гейшами не проводится.

По достижении совершеннолетия гейша начинала работать по индивидуальному графику, оплата же труда была повременной с фиксированной ставкой за один час времени с клиентом. С самого начала своей карьеры гейши создавали себе репутацию, которую старались поддерживать всеми силами.




Очень часто индивидуальный график предусматривал то, что гейша находила себе покровителя - «данна», с которым и проводила большую часть своего рабочего времени. Взамен того, что гейша уделяла ему время наедине, покровитель оплачивал её расходы (что было весьма нелёгким бременем - цены на одни только кимоно были заоблачными), а также способствовал её «карьерному росту», т.е. росту популярности. Гейши совершенно необязательно заводили себе покровителей, но без этой поддержки они не могли оставить окия и матушек.




В настоящее время клиентами этих изящных женщин в сказочно-ярких кимоно с кукольными фарфоровыми личиками и замысловатыми прическами могут стать разве что богатые японцы, умеющие ценить культурные традиции. Танцы, пение, музицирование и беседа с гейшей, вначале очень далёкие от «интима», стоят от 500 до $15 000 долларов за вечер. Престижность подобного времяпрепровождения очень высока. Мужчина, который проводит время таким образом или же открыто содержит любовницу-гейшу, считается богатым и знатным.




В некоторых крупных японских фирмах даже существует статья расходов «на гейш». И если вы, приехав по каким-либо служебным делам в Японию, окажетесь на дипломатическом приёме или просто в чайном домике за одним столом с гейшей, то провести с ней приятный вечер - абсолютно не означает получить согласие на ночь. Ни обнимать, ни прикасаться к «фее вечера» без её разрешения нельзя, а за развязность клиент может даже получить веером по лицу.




В японской индустрии развлечений гейши и юдзё (проститутки) исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и, тем более, завязать его невозможно.Гейш одевают специальные люди, называющиеся отокоси.

Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и причёске гейш и японских высококлассных куртизанок таю и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой, а также чётко указывали на социальный статус женщины и её род занятий.

Каждый ранг проституток был чётко оговорён: таю должны были носить в причёске четыре шпильки с длинными подвесками и три гребня, а куртизанки третьего ранга, обслуживающие борцов сумо - два гребня. Носить шпильки с подвесками им было запрещено. Гейши, в свою очередь, могли носить только простой гребень и небольшую шпильку.

красота, Япония, история

Previous post Next post
Up