Герцогиня Мальборо: железная леди XVIII века

Oct 14, 2011 16:21

Наверное, многие помнят замечательный советский фильм с Аллой Демидовой в главной роли - "Стакан воды". До него в моем сознании слово "Мальборо" прочно ассоциировалось с сигаретами, а после захотелось больше узнать о том, какая же она была, герцогиня Мальборо?





Сара Дженингс родилась в мае 1660 года, всего через несколько недель после возвращения из изгнания короля Карла II. При "демократе" Кромвеле, свергнувшем его отца, Карла I, ей, аристократке, ни за что не удалось бы сделать блестящей карьеры.
Отец Сары разорился во время гражданской войны. Реставрация не вернула утраченного состояния, но ему удалось пристроить тринадцатилетнюю дочь фрейлиной ко двору герцога и герцогини Йоркских. Через два года Сара познакомилась с пажом герцога - Джоном Черчиллем. К тому времени он повоевал на стороне Франции и заслужил благодарность от Людовика XIV, против которого Джон Черчилль будет сражаться большую часть оставшейся жизни.

Они обвенчались тайно. Их любовь (и долгая совместная жизнь) пережила взлеты и падения, разлуку и смерть детей, но связала их настолько крепко, что, по мнению одного из биографов Сары, Л.Кроненбергера, невозможно написать отдельную биографию леди Мальборо - это будет и биография ее мужа.

Несколько событий при дворе определили судьбу четы Черчилл. Сара познакомилась и подружилась с принцессой Анной. Эта дружба позволила ей в дальнейшем стать одной из самих могущественных политических фигур.

После того как Анну выдали замуж за голландского принца Георга, Сара стала ее камеристкой. Молодые женщины, казалось, были не похожи во всем. Будущая королева (на четыре года младше своей подруги-наперсницы), робкая, грустная, молчаливая, видимо, чувствовала себя увереннее рядом с решительной, энергичной и волевой красавицей Сарой.

В 1685 г. умер Карл II; трон наследовал Яков I. Нового короля поддерживало торийское большинство в парламенте, но он скомпрометировал себя открытой приверженностью католической Церкви. Положение супругов Черчилл было непростым. Джон пользовался расположением и Карла II, и Якова I, и, разумеется, Анны. Но отношения принцессы Анны с ее отцом, королем Яковом, стремительно ухудшались.

Анна была убежденной протестанткой. Супруги Черчилл приняли ее сторону. Джон, будучи баронетом, заседал в парламенте, и настал день (в январе 1686 г.), когда ему пришлось при голосовании в суде по делу лорда Деламера (речь о причастности того к восстанию Монмота) занять позицию, которую король одобрить никак не мог. Несколько позже Джон Черчилл (уже главнокомандующий королевской армией) послал письмо Вильгельму Оранскому с предложением занять английский престол.

На фоне этих событий произошло другое - не сопоставимое с ними по масштабу, но сыгравшее большую роль в судьбе четы Черчилл. Яков приказал арестовать Сару - ответная мера на измену главнокомандующего. Предупрежденная заранее Сара не только бежала, но и убедила Анну в том, что ей тоже грозит опасность (едва ли это соответствовало действительности) и что надо бежать вместе. Это был ее первый триумф на политической арене. Интрига удалась: Анна искренне поверила, что Сара, спасая ее, рисковала - и стала полностью доверять камеристке, что вызвало открытую неприязнь королевы Марии (жены Вильгельма Оранского), которая потребовала от Анны удалить Сару из дворца. Анна решительно отказалась это делать даже под угрозой сокращения выделяемых ей средств.




Королева Анна с герцогиней Мальборо

После смерти королевы Марии Анна становится прямой наследницей Вильгельма, и он вынужден был с нею помириться; в итоге Мальборо освободили и восстановили во всех правах и должностях. В 1702 г. Вильгельм умер, и на престол взошла Анна. Впервые перед парламентом она появилась в сопровождении графа и графини Мальборо.

С того момента новая королева неустанно осыпала своих любимцев почестями и дорогими подарками, к которым супруги питали большое пристрастие.

Даже в присутствии посторонних фаворитка вела себя с королевой очень свободно. Она могла, например, раздраженно заметить по поводу каких-то колебаний Анны: «Господи, мадам; это должно быть сделано так».

На склоне лет герцогиня (Джон Мальборо получил титул герцога в 1703 г.) с полным правом могла утверждать, что ее коронованная подруга не имела от нее секретов в течение более чем двадцати лет. Сара отвечала от имени королевы на огромное число писем, обращений и петиций. Ее влияние на королеву было огромным, но герцогиня Мальборо использовала его не только в личных интересах, но и для поддержки партии вигов, идеология которой была ей близка; точнее, ее интересы и интересы этой партии тесно переплетались.

Когда Анна взошла на престол, благосклонности ее фаворитки добивались лидеры всех партий и группировок, но Сара поддерживала только вигов, только в них видела она спасение от католической и якобитской угрозы.
Муж Сары назвал ее «прирожденным вигом». Сара разделяла позицию вигов по всем основным вопросам: престолонаследие (после смерти Анны английский трон должен занять правитель Ганновера, протестант Георг); веротерпимость; продолжение войны до победы над католической Францией. Герцогине импонировало стремление вигов ослабить мощь Франции и обеспечить таким образом безопасность Англии и протестантской религии на века.

В 1705 г. герцогиня была очень занята выборами в своем родовом поместье Сент-Олбане. Ее кандидат, адмирал Киллигрю, был избран, но поднялся шум о будто бы имевших место подкупах. Подозрения пали и на Сару, но благодаря победе вигов на выборах всё закончилось благополучно. Она держала под контролем и следующие выборы в Сент-Олбансе (1708); на этот раз кандидатом был брат Джона Мальборо. Герцогиня не осталась в стороне от памфлетной борьбы, вовремя осознав, что пресса стала действенным оружием в политическом противостоянии.

Похоже, Сара могла бы стать лидером в парламенте, живи она в другое время. Положение герцогини при дворе, ее брак с выдающимся военачальником, от которого в значительной степени зависел исход войны, ее политические пристрастия, ее кипучая энергия и ум - всё было использовано вигами.




Но королева симпатизировала тори, во многом потому, что полагалась на них как на хранителей протестанства. Именно разные политические симпатии герцогини и королевы обусловили их полный и окончательный разрыв в 1710 г.

«Женщины ничего не значат [в политике], если они не фаворитки принца или первого министра, - писала Сара впоследствии. - Я думаю, что очень немногие женщины, если таковые вообще существуют, понимают или обладают достаточным чувством справедливости, чтобы служить тем, кому они действительно хотят служить».

Как ни странно, но после блестящей победы вигов на выборах в 1715 г., после прихода к власти кабинета Р.Уолпола, с которым герцогиня была хорошо знакома, и воцарения Георга Сара Мальборо ко двору и в политику не вернулась. Она не могла простить Уолполу и некоторым другим лидерам вигов предательства, точнее, благосклонности к новой фаворитке.

Сара умерла в 1744 г., 85 лет от роду, пережив своего обожаемого супруга на четверть века. Ей удалось реализовать свои незаурядные способности и стать значительной фигурой в политике.

Отношения Сары с ее детьми были напряженными. Она не имела ничего общего со своими дочерьми Хенриеттой, Элизабет и Мэри. Но с одной из дочерей - Анной Спенсер она сохранила хорошие отношения и её дочь Диана оставалась любимой внучкой герцогини . Она удочерила Диану после смерти любимой дочери в 1716 году.

Интересный факт - Диана чуть не стала женой наследника принца Уэльского ( что удалось другой Диане , уже в XX веке) .Ее наследство было настолько значительно, что герцогиня очень надеялась выдать замуж свою внучку, леди Диану Спенсер за Фредерика принца Уэльского. Однако Роберт Уолпоул, первый лорд казначейства , наложил вето на её план. Несмотря на это, хорошие отношения с королевской семьей продолжались, и Сара иногда приглашалась королевой Кэролайн, которая очень хотела заслужить дружбу герцогини.

Уинстон Черчилль был внуком по отцу седьмого герцога Мальборо, т.е. прямым потомком первого герцога Мальборо, но титула герцога не имел, т.к. согласно английской традиции, дворянский титул наследуется старшим сыном в семье, а отец Уинстона был вторым сыном. Если бы у родного дяди Уинстона - Джорджа - не было сыновей, то девятым герцогом Мальборо стал бы Уинстон Черчилль, но в этом случае он не смог бы занять кресло премьер-министра Великобритании."

Принцесса Диана - дочь графа Спенсера, представителя ветви того же семейства Спенсер-Черчиллей, что и герцог Мальборо и Уинстон Черчилль. Несмотря на формально "некоролевское" происхождение, в Диане текла королевская кровь. Ее предки по отцовской линии были носителями королевской крови через незаконнорожденных сыновей короля Карла II Английского и незаконнорожденную дочь короля Якова I. Графы Спенсеры издавна проживали в самом центре Лондона, в Спенсер-хаузе.

политика, биография, история

Previous post Next post
Up