Трагедия "Титаника"

Dec 21, 2011 13:13

Странно, почему именно этому морскому судну было уготовано неоспоримое место в истории, ведь и до него тонули корабли, подчас даже с большим количеством жертв...Не потому ли, что этому предшествовал невиданный ажиотаж вокруг оформления самого парохода, той роскоши, которая так контрастировала с царящей вокруг безработицей и нищетой, помпезность, с которой отплывал "Титаник", такое количество великосветских пассажиров?..




Главная лестница в холле первого класса



"Титаник" был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Куинс-Айленд (Белфаст, Северная Ирландия), спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года.
На борту «Титаника» было 2208 человек, но общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Причина была в том, что согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение «Титаника» было 46 328 тонн.




Потолок над лестницей представляет собой стекляный купол, чтобы внутреннее пространство освещалось естественным светом

Но и эти шлюпки были заполнены лишь частично. Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 40.




Кафе на палубе B для пассажиров первого класса

Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет. В самой последней шлюпке было занято 44 места из 47. Но в шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса.




Ресторан для пассажиров первого класса мог разместить около 550 гостей

Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. С воды было подобрано живыми всего 6 человек.




Курительная комната для пассажиров первого класса

Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины. Трагедия семьи Полсон унесла жизни матери Альмы и всех её четырёх малолетних детей, которых в Нью-Йорке напрасно ждал отец Нильс.

На корабле погибли мать семейства Альма Корнелия Полсон (урожд. Берглунд) и все четверо малолетних детей шведской семейной пары Полсонов - сыновья Гёста (2 года) и Пауль (6 лет) и дочери Стина (4 года) и Торбург (8 лет).




Тренажерный зал, расположенный на палубе судна по правому борту

Глава семейства - Нильс Полсон - эмигрировал в США из Южной Швеции в 1910, работал в Чикаго водителем трамвая и к 1912 уже сумел скопить необходимые средства на билеты для переезда оставшихся членов семьи в США. После прихода страшных вестей о гибели корабля, горю Нильса, ожидавшего свою семью в порту Нью-Йорка, не было предела.

Согласно показаниям Августа Веннерстрёма, одного из спасшихся шведских эмигрантов, с которыми Альма познакомилась на борту Титаника, Альме потребовалось слишком много времени, чтобы собрать всех четверых малолетних детей, которые на момент столкновения с айсбергом уже спали. Когда Альма и дети наконец поднялись на верхнюю палубу, времени на спасение практически не осталось: все основные шлюпки уже отчалили. Увидев Веннерстрёма, пытавшегося уцепиться за одну из перевернутых складных лодок, Альма попросила его удержать хотя бы двоих детей, что он поначалу и делал. Но подступающие волны, крен ломающегося корабля и общая суматоха не позволили детям спастись.




Бассейн, которым могли пользоваться только пассажиры первого класса

Тело Альмы удалось найти. Она была похоронена на приморском кладбище Фервью, г. Галифакс, Новая Шотландия, Канада. Сам Нильс умер в США в 1962 году.




Турецкая баня

Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп, Дороти Гибсон, Молли Браун, Люси Дафф Гордон, графиня Ротская и другие.




Каюта B-64 первого класса

В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своём доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (швед. Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трёх братьев. Выжили её мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.




Каюта B-38 первого класса

Последняя из пассажиров «Титаника», Миллвина Дин, которой на момент гибели лайнера было два с половиной месяца, скончалась 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет. Её прах был развеян по ветру 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой единственный рейс.




Каюта B-59 первого класса

Среди катастроф, произошедших вне военных действий, по числу жертв «Титаник» занимает третье место. Печальное лидерство - за паромом «Донья Пас», столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. В столкновении и последующем за ним пожаре погибло более 4 тысяч человек. Второе место удерживает деревянный колёсный пароход «Султанша», который затонул 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи близ Мемфиса вследствие взрыва парового котла и пожара. Общее число погибших на пароходе превысило 1700 человек, это наибольшая катастрофа на речных судах.




Каюта B-60 первого класса

По последним данным из рассекреченной информации были ещё две супер катастрофы произошедшие в СССР. 24-го июля 1941 года пароход «Ленин» вышел из осаждённой Одессы в Чёрное море и через два дня 26-го июля 1941 года напоролся на советскую мину. Продержался на плаву менее десяти минут. Пассажиров погибло больше, чем на трёх Титаниках, примерно 5000 человек. Всего на борту было около 5500 человек жителей Одессы. 2 декабря 1941 года турбоэлектроход «Иосиф Сталин» в Балтийском море подорвался также на советской мине. Погибли 3849 человек. Всего на борту было 5589 человек. Из них было много эвакуированных защитников острова Ханко.




Лестница, ведущая во второй класс

Внутренняя система связи лайнера была крайне неудовлетворительной, прямой связи с капитаном не было - все сообщения ему необходимо было докладывать устно. Причина заключалась в том, что радиотелеграфная станция считалась роскошью, и основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров - известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма немалой, и чаевые при этом текли рекой.




Для некурящих пассажиров второго класса

Радиожурнал с «Титаника» не уцелел, но по сохранившимся записям с различных судов, имевших связь с лайнером, удалось более или менее восстановить картину работы радистов. Сообщения о дрейфующих льдах и айсбергах начали поступать уже утром рокового числа - 14 апреля, указывались точные координаты зоны повышенной опасности. «Титаник» продолжал плыть дальше, не сворачивая с курса и не снижая скорости. В 19:30 пришла в частности телеграмма с транспортного судна «Месаба»: «Сообщаю о льдах от 42 градусов до 41 градуса 25 минут северной широты и от 49 градусов до 50 градусов 30 минут западной долготы. Видел большое количество айсбергов, ледяные поля».




Библиотека второго класса

В это время старший офицер связи «Титаника» Джек Филлипс трудился на благо пассажиров, передавая на станцию мыса Рас неиссякающий поток посланий, тогда как самое важное сообщение так до капитана и не дошло, затерявшись в бумажном ворохе - радист «Месабы» забыл пометить сообщение как «Ice Report» с префиксом MSG, что значило «лично капитану». Эта маленькая деталь с лихвой перекрыла самоотверженную работу Филипса.




Каюта второго класса

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего (по многим свидетельским показаниям, бинокли были только на отрезке Белфаст-Саутгемптон, после этой остановки Хогг по приказу капитана почему-то сложил их в его кабине). Есть мнение, что имея бинокль, вперёдсмотрящий, несмотря на безлунную ночь, заметил бы айсберг не за четверть мили (450 м), а за 2 или 3 мили (4-6 км). С другой стороны, бинокль сужает поле обзора, поэтому его используют лишь после того как вперёдсмотрящий что-то заметил.




Салон третьего класса

Если бы в океане было хоть небольшое волнение или зыбь, он увидел бы белые барашки у «ватерлинии» айсберга. Как позже стало известно, «Титаник» столкнулся с «чёрным» айсбергом, то есть с таким, который недавно перевернулся в воде. Обращённая к лайнеру сторона имела тёмно-синий цвет, из-за этого не было отблеска (обычный белый айсберг при подобном условии мог быть замечен за милю).




Столовая для пассажиров третьего класса

Лайнер не был рассчитан на затопление всех первых пяти отсеков. Такая конструкция хоть и возможна, но чрезвычайно дорога - единственный корабль, построенный так, «Грейт Истерн», был нерентабельным. Нерентабельность этого гигантского судна подтверждается тем, что его не нашли возможным использовать по прямому его назначению, и в историю он вошёл как кабельное судно, использовавшееся при прокладке трансатлантического телеграфного кабеля. Нельзя также не учитывать вероятность риска. Ведь кроме «Титаника», в мирное время ни один корабль не терпел таких повреждений.




Мостик

Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут. Но это было стандартной практикой в те времена. Так, во время расследования обстоятельств гибели «Титаника» капитан Жерард Аффельд (Gerhard C. Affeld), командовавший 5 трансатлантическими судами, показал, что, получив предупреждения об айсбергах, он никогда не менял маршрут и снижал скорость лишь в случае тумана или плохой погоды. Он изучал судовые журналы вверенных ему судов. Согласно этим журналам, другие капитаны, получив предупреждения об айсбергах, тоже не меняли маршрут и, как правило, не снижали скорость. С другой стороны, не все следовали такой практике: ближайшее к «Титанику» судно «Калифорниэн», добравшись до поля айсбергов, остановилось на его границе (и передало «Титанику» предупреждение, которое было проигнорировано).




Радиорубка

Основываясь на рассказах второго помощника капитана Чарльза Лайтоллера, его внучка Леди Паттен выдвинула новую версию гибели трансатлантического лайнера. По мнению писательницы, «Титаник» затонул не потому, что плыл слишком быстро, из-за чего просто не успел избежать столкновения с айсбергом. Времени уклониться от ледяной глыбы было предостаточно, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону. Корабль получил пробоину, из-за которой он в итоге и затонул. Тем не менее пассажиров и членов экипажа можно было спасти, если бы «Титаник» остановился сразу после столкновения. К тому же ближайший корабль был всего в нескольких милях от лайнера.




Огромные двигатели

Управляющий компании, которой принадлежало огромное судно, Джозеф Брюс Исмей, убедил капитана продолжить плавание, опасаясь, что инцидент сможет нанести ему немалый материальный урон. Он хотел спасти «Титаник», но думал исключительно о финансовой стороне дела. Скорость поступления воды в трюмы лайнера возросла в геометрической прогрессии. В итоге корабль затонул не через несколько часов, а за считанные минуты. О том, почему лайнер пошел ко дну, Лайтоллер поведал только своим родным.




Палуба

По словам Паттен, её дед не хотел, чтобы истинные причины катастрофы 1912 года стали достоянием гласности, опасаясь за свою репутацию. Той же позиции придерживались бабушка и мать писательницы. «Мои родные давно умерли, и я поняла, что осталась единственной в мире, кому известно об истинной причине гибели „Титаника“», - рассказала писательница.




Крытые коридоры для пассажиров первого класса

И конечно, не обошлось без мистических объяснений и совпадений. Мистика «Титаника» основывается на временно-пространственной дыре, которую открыл Титаник. Она «подтверждается» некоторыми событиями, например: в ноябре 1990 года экипаж норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» спас женщину, неизвестно как оказавшуюся на айсберге в 275 милях юго-западнее Исландии.




Палуба пассажиров второго класса. На ней размещены спасательные шлюпки

Она утверждала, что её звали Винни Каутс, и рассказала о том, что чудом спаслась после крушения «Титаника». На вид девушке было 20 лет, но одета она была по моде начала ХХ века; газета «Уорлд уикли ньюс» сообщает что 9 августа 1991 года научно-исследовательское судно «Ларсон Напер» в водах Атлантики подобрало спасательную шлюпку, единственным пассажиром которой был пожилой мужчина с седой бородой, убеждавший, что он капитан «Титаника».

Он утверждал, что на дворе 1912 год, что довело его до психиатрической клиники. На нем была форма «Уайт Стар Лайнз», которой принадлежал утонувший «Титаник», хотя ее можно было купить на блошином рынке. Самым загадочным событием этих случаев была кончина обоих: перед смертью оба они «моментально» состарились, что очень заинтересовало медиков.

история, фото, интерьер, мир

Previous post Next post
Up