01. Главная достопримечательность Рима, конечно, Колизей, он же амфитеатр Флавиев, у которого всегда стоит приличная очередь людей. Причем стоят они все за билетами. Если вы не хотите лететь 2000 километров и потом торчать в очереди, как конченный мудак, вот вам небольшой лайфхак. Билет в Колизей, Палатин и Римский форум единый. Идете в кассу Палатина, за 5 минут покупаете билет, возвращаетесь и проходите в Колизей без очереди, как белый человек
02.
«Покуда Колизей неколебим,
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухни Колизей - и рухнет Рим,
И рухнет мир, когда не станет Рима.
Я повторяю слово пилигрима,
Что древле из Шотландии моей
Пришел сюда. Столетья мчатся мимо,
Но существуют Рим и Колизей
И Мир - притон воров, клоака жизни сей» - Джордж Гордон Байрон
03. «Неколебимый» с разницей в 6 часов
04. В фильме «Гладиатор» арена выглядела больше. Что и не удивительно - фильм снимался не здесь
05. Когда-то, во времена легионов и гладиаторов, амфитеатр вмещал 50 000 человек. Сейчас здание принимает максимум 3000 туристов за раз и находится в аварийном состоянии
06. В городе преобладает малоэтажная застройка, нет современных высотных доминант
07. Выделяются, в основном, только соборы
08. Везде толпы народа, фонтан Треви буквально оккупирован
09. Древняя стена торчит из современного здания. Старина в Риме на каждом шагу. Тут куда ни плюнь, попадешь в достопримечательность
10. Всё в городе кричит о его великом имперском прошлом
11. Пент возле Испанской лестницы. Недавно её отреставрировали и запретили туристам сидеть на ступенях. Стоит прислонить пятую точку, как тут же очередной страж порядка свистит в свисток и жестами показывает: "вставай"
12. Полиции в Риме много, и она разная. Чаще всего на виду обычная государственная полиция и Carabinieri. Карабинеры - это скорее разновидность вооруженных сил с функциями судебной и военной полиции
13. Еще в местах массового скопления людей торчат военные, которые любят показушно разгуливать с автоматами и не любят фотографироваться
14. В отличие от скандинавских стран, велосипед здесь не в большом почете - все ездят на мотороллерах. А прямо на стоянке растут апельсины
15. Автобус
16. Компактные электробусы
17. Все такси белые. Сесть в них можно только на специальных стоянках
18. Трамвай
19. И еще один, пятисекционный
20. Все дороги ведут в Рим
21. В городе есть метро. Но оно настолько скучное, что говорить о нем особо нечего. Это исключительно вид транспорта без всяких излишеств. Все станции неглубокого залегания. Проехаться под землей один раз стоит 1,5 евро, проездной на неделю обойдется в 24 евро
22. Есть двухэтажные станции
23. Есть открытые
24. Двухпутный тоннель. Любопытная деталь - здесь нет контактного рельса, питание поезда идет через токоприёмник на крыше, как у трамвая
25. Поезд снаружи
26. И внутри. Название следующей станции объявляют не всегда, а когда это случается, то без дублирования на английский
27. Некоторые вагоны расписаны
28. С граффити в Риме все очень плохо. Красивых настенных картинок нет вообще, зато все везде разрисовано какими-то фразами. Местным недостаточно просто написать слово «хуй» на заборе, нужно выдать целый манифест
29. Разве что СуперФрида меня порадовала
30. Через город протекает река Тибр, на которую все забили болт. Когда-то она имела серьезное торговое значение, по ней в столицу завозили товары. Со временем русло обмельчало, было замусорено и корабли уже не могли пройти по нему. Тогда главным портом региона стал Фьюмиччино, построенный на берегу. Позже власти города пытались восстановить судоходство, дно реки расчищали, но это помогало ненадолго. Рим так и не стал портовым городом, а в двадцатом веке речное судоходство и вовсе перестало быть значимым фактором в экономике региона, потому что были построены автодороги
31. Набережные выглядят уныло, зарастают травой, а какие-то чуваки поставили палатки прямо под мостом. То ли это туристы из разряда "ультра-эконом", то ли местные бомжи
32. Зато мосты тут - загляденье. Вся архитектура Рима прямо-таки пир для глаз и души
33. Типичный двор в центре
34. На всех окнах ставни - солнце палит нещадно
35. Вороны пьют из фонтана. В некоторые дни температура воздуха достигала 37 градусов по Цельсию. Я откровенно кайфовал, ибо жар костей не ломит, но без воды, конечно, в Риме не прожить
36. К счастью, везде полно питьевых колонок, где можно умыться и набрать воды в бутылку
37. Водосточная труба идет напрямую в ливневую канализацию
38. Уличный телефон
39. Кнопка переключения сигнала светофора
40. Таблички с названием улиц все из мрамора. А вообще с навигацией в городе всё плохо. Номера домов очень маленькие, и не всегда видны, найти нужный без карты в телефоне довольно проблематично
41. Повсеместно встречается латинская аббревиатура SPQR - Senatus Populusque Quirites Romanus. Использовалась она еще на штандартах римских легионов, а в переводе значит «сенат и римский народ»
42. Все знают, что в Риме есть город-государство Ватикан. Но оно здесь не единственное, есть еще Мальтийский орден. Это карликовое государство имеет дипломатические отношения со 107 странами, является наблюдателем при ООН и в Совете Европы. Одно из зданий, принадлежащих Ордену, это вилла Приората Мальты. Туристы стоят, чтобы посмотреть в небольшое отверстие в воротах
43. Через него видно 3 государства. Земля и зелень принадлежат Мальтийскому ордену, купол собора святого Петра - это Ватикан, а все, что между ними - Италия
44. Традициям изменять нельзя. Сажусь на метро и еду на окраины города, на одну из конечных станций
45. Так выглядит римский «спальник»
46. Надо сказать, что в городе очень грязно. А в районе вокзала не протолкнуться от мигрантов. Здесь же их на удивление немного
47. Даже тут табличка с названием улицы сделана из мрамора
48. Пытаюсь забраться еще глубже, сажусь на электричку и еду за город. Но и здесь все прилично, никаких человейников нет
49. Зато есть Тирренское море в 15 минутах ходьбы. Знак со словом «Mare» указывает направление
50. На Форум опускается ночь, зажигаются огни подсветки, и особая, почти магическая, атмосфера обволакивает всё вокруг
Продолжение:
Ватикан;
Флоренция;
Венеция