Тяны

Jan 29, 2013 17:35



Язык - тьень. Регионы проживания - Абсалом, Катапеш, Земли Царей Линнормов, Владения Лордов Мамонтов, Тян Ця, Варизия. Верования - Ирори, культ предков, духи природы, ками.

Имена разнятся в зависимости от того, к какой народности империи принадлежит человек. Общим для всех является расположение родового имени перед личным. Как правило, в роли имён выступают слова языка, на котором говорит семья. Фамилии тем или иным образом связаны с историей семьи, имена отражают черты характера или надежды, возлагаемые родителями на чадо.

Мужские имена: Тян-Дан - Дак Киен, Гиап, Хинн, Нам, Син, Тон; Тян-Ла - Батсайхан, Батухан, Чулуун, Гансух, Наранбаатар, Томорбаатар; Тян-Мин - Гендо, Хейхати, Итиро, Дзюро, Кио, Тосиро; Тян-Синг - Буди, Хаменгку, Кусума, Пурнома, Сетиаван, Сурио; Тян-Шу - Бао, Ху, Дзянгуо, Сяоран, Тао, Чжуань.

Женские имена: Тян-Дан - Бинь, Дао, Хунь, Ли, Най, Тьен; Тян-Ла - Атланцецег, Байармаа, Хонгордзол, Нарантуйа, Одвал, Сарангерел; Тян-Мин - Хидари, Хитоми, Киоко, Реика, Сае, Юми; Тян-Синг - Бетари, Лестари, Мегавати, Нирмала, Сангати, Вулан; Тян-Шу - Чао, Хуа, Мейлин, Цяо, Цийи.

Люди Тян Ця держатся замкнуто. Они тихи и вежливы, и чем больше ты их раздражаешь, тем тише и вежливее они себя ведут. Если тян вовсе перестал реагировать на твои речи, он, вероятно, достиг крайней степени раздражения - и лучше немедленно просить у него прощения, и от извинений долгий путь до окончательного примерения. Но усади тяна за стол и угости вином - увидишь, что при всей своей сдержанности этот народ знает толк в веселье. Як Меррикандер, магнимарский купец.

Для обитателей Гарунда и Авистана жители далёкой земли Тян Ця представляются единым народом. Это заблуждение. Справедливости ради заметим, что тяны в массе своей так же легко отказывают Авистану в этническом многообразии. Чаще других во Внутреморье появляются тяны из Цин или Минкаи; на Авистане две эти культуры довольно известны, и их ошибочно принимают за две исчерпывающие составляющие далёкой страны.

Самым многочисленным народом тянов считается тян-шу, жители империи Цин. Смуглая кожа, карие миндалевидные глаза, прямые чёрные или каштановые волосы. От тян-шу произошли почти все прочие народы тян, потому у каждого тяна есть хотя бы некоторые общие черты с народом прародителей. К северу и западу от тян-ша обитают кочевники тян-ла, отличающиеся от прочих тянов грубыми вьющимися волосами и более светлым оттенком кожи. Под солнцем дальнего юга в чёрных волосах народа тян-синг появились рыжие пряди, а в глазах отразилась глубокая изумрудная зелень тропического моря. На разрозненных и разнообразных островах архипелага Минкаи живёт народ тян-мин, выделить доминирующий тип облика для которого довольно сложно - тут и цвет глаз, и цвет и структура волос, и оттенки кожи меняются - когда едва заметно, когда радикально, - от острова к острову.

Крайне редко - но в любой части Тян Ця, - может родиться ребёнок с ослепительно белыми или серебристыми волосами. Тяны считают это знамением, предвещающим величие. В прошлом эти дети нередко становились лидерами национального масштаба или поэтами крупнейшего калибра, так что теперь появление беловолосого ребёнка почти гарантирует его семье повышение дохода и статуса. Из ныне живущих беловолосых тянов наиболее заметны Рубиновый Император Шинг Ла По из Вана и Сецуна Куга, Совершенная Мастерица Меча.
Культура Тян Ця обязана большей частью своей влиятельности и общемирового значения народу тян-шу, создавшему развитую цивилизацию ещё до того, как Ароден поднял Звёздный Камень и был основан Абсалом. За прошедшие семь тысячелетий тян-шу были доминирующим народом в сотнях царств, княжеств, городов-государств и трёх империях. Лунг Ва, последняя империя, которая правила этим народом, рухнула век назад, и на её месте по сю пору идёт междоусобная война удельных держав. Однако с падением могущественной империи серьёзный импульс к развитию получили другие народы тян. Так, в Ца Хое расцвела исконная культура тян-данов, мгновенно - по историческим меркам - проявившаяся и в изысканной религиозной архитектуре, и в национальной кухне, изобилующей пряностями, и в распространении культуры изготовления и употребления рисовых и фруктовых алкогольных напитков.

На просторах Тян Ця присутствуют самые разнообразные верования. С момента прихода в эти земли миссионеров-вудрани в 2178 году по стране распространяется вера в Ирори (Иро-Шу, как его называют тут). Во многих державах культ Ирори стал официальной религией. В северные земли, перевалив через Корону Мира, пришли проповедники нескольких авистанских богов, и теперь здесь есть искренние поклонники Десны и Эрастила. Но большинство тянов не отказываются и от старых традиций. У каждого народа есть свой пантеон богов, некоторые из которых - авистанские божества под местными именами, а остальные - уникальные для данного региона Тян Ця. Кроме того, традиции призывают тяна почитать предков, уважать духов природы и быть готовым к встрече с ками - видимыми проявлениями силы богов и духов.
Тяны почти поголовно говорят на тьене, языке тян-шу и государственном языке большинства держав и империй континента. Другие разговорные языки тянов образованы от тьена под влиянием местных диалектов. Самые разительные отличия - у островитян империи Минкаи. Минканский язык, не менее богатый, чем тьен, использует всего половину тьенского алфавита, дополняя его собственными символами, и заимствованных из тьена слов в минкане совсем немного, так что речь тян-мин непохожа на тьенский ни в одной из его материковых форм.

Для тянов большое значение имеет семья. Искусство генеалогии правителям тянов в древности преподали драконы, и многие нынешние цари и князья могут проследить историю своего рода во времена до Землепадения и гибели Ацланта. Например, царь Цин, государства тян-шу, обладает свитком длиной в 93 фута, на котором перечислены его предки вплоть до Му Лунга, первого тянского императора, правившего около 11000 лет назад. Минкайский император Сигуре проследил свой род аж до богини Сидзюру, на 296 поколений вглубь веков. Это, естественно, крайние случаи, но почти каждый тянский вельможа, не говоря уже о претендентах на власть, знает своих предков до тридесятого колена. Родовые имена многих знатных людей обладают определённым значением - как правило, это родное место или имя основателя семьи.
Независимо от социального положения и достатка, тяны предпочитают просторную одежду. Благородные и богатые носят сложные наряды - кимоно или ханфу, крестьяне и разнорабочие - простые юбки или брюки на ногах, льняные рубахи, кожаные куртки или вовсе ничего на теле. Тяны любят цветастые одеяния - лишь самые неимущие носят одежду из некрашеных тканей. Те, кто может себе позволить роскошь, украшают наряды вышивкой. Чаще всего это природные орнаменты или изображения могущественных существ, таких как драконы и фениксы. Те, кому не обязательно работать, предпочитают носить шелка, остальные выбирают хлопковые и льняные ткани. Бедняки шьют холщовые рубахи, а совсем опустившиеся доходяги воруют в портах дерюжные мешки, чтобы сварганить из них подобие накидки.

Тяны стремятся жить так, чтобы не нарушать установленный природой и богами порядок. Тянский город изобилует садами и парками, и потому при равной численности населения авистанский город занимает значительно меньшую площадь. Зато и на Авистане, и на Гарунде люди крупнее. Тянский мужчина редко вырастает выше 5 с половиной футов, женщины и того ниже. При этом тян-даны и тян-синги настолько худощавы, что даже при усиленном питании выглядят измождёнными. В противоположность им кочевники севера, круглолицые тян-ла коренасты и мускулисты. Тян-шу и тян-мин - золотая середина между двумя крайностями. Но если тяны могут увидеть и понять эти отличия, для авистанца все тяны на одно лицо.


Чайная культура

Тяны очень серьёзно относятся к чаепитию. Существует множество мистических и забавных легенд о возникновении этой традиции, но учёные сходятся во мнении, что первым мастером чайной церемонии при дворе императора стал известный сановник Лю Ю. Согласно официальным имперским хроникам, Лю Ю путешествовал по провинции Нананг у границ малых царств Ца Хой и Дтанг Ма и там обнаружил это чудесное растение - ча.

Листья дерева ча - непременный компонент любого настоящего тянского чая. Дикорастущие ча ещё сохранились на склонах грозных гор Као Шан, хотя весь континент выращивает всевозможные сорта чая уже десять тысяч лет. Более того, около четырёх тысячелетий назад чай и семена дерева ча вместе с первыми торговыми экспедициями пересекли Вудранское море. Вудрани на ура приняли новый напиток и со временем научились выращивать собственные сорта ча. Сейчас тянские торговцы не брезгуют импортом вудранских чаёв - эти сорта популярны и среди знатоков, и в народе. Но самым уникальным центром производства чая стал маленький скалистый остров Оншинг. На нём растут 64 сорта чая, многие из них относятся к «обезьяньим» чаям: деревья вырастают такими высокими, что нужно быть проворной обезьяной, чтобы собрать листья.

Все тяны пьют чай в неимоверных количествах. По популярности он оставляет далеко позади все напитки, даже алкоголь во всех его формах. Порядка 2000 лет назад придворные империи Йицинг разработали кодекс чадао - правила чайной церемонии, описывающие в мельчайших деталях приготовление и потребление чая. Через несколько десятилетий двор Йицинга посетили послы Тейкоку (государство-предшественник Минкайской империи); чадао настолько впечатлило островитян, что они попытались воспроизвести кодекс в Тейкоку. В результате Тян Ця может похвалиться двумя версиями чайной церемонии - материковая классическая чадао распространена в землях бывшей империи Лунг Ва, в Ца Хое и Дтанг Ма, а островная версия чаною применяется в Минкае, Чо-Дзене и на Оншинге.
Previous post Next post
Up