Все рухнуло после вопроса польской тележурналистки о пресс-конференции СВР в Москве "О сотрудничестве поляков с нацистами". Вопрос о том, правда ли это и когда и как это можно будет проверить, был задан таким тоном, что раньше Владимир Путин, не колеблясь, отправил бы эту журналистку на обрезание.
Но вчера он сначала коротко пересказал тезисы своей статьи в Gazeta Wyborcza о том, что Вторая мировая война началась не с пакта Молотова-Риббентропа, а фактически гораздо раньше - с Мюнхенского сговора, например.
- После его подписания, через день,- сказал российский премьер,- через день! - польское правительство предъявило ультиматум Чехословакии, ввело свои войска вместе с нацистами не ее территорию и оккупировало две области Чехословакии.
Затем Владимир Путин говорил, что не хочет никого обвинять и что сказал это, чтобы дать понять: история не имеет одного цвета, и ошибок с обеих сторон было сделано множество.
- А если кто-то ставит цель выискивать изюминки из этой старой булки, а всю плесень оставлять другой стороне, то это бесперспективное дело.
Но все было кончено. Дональд Туск помрачнел. После упоминания о расчлененной Чехословакии он, видимо, решил, что пакт о взаимном ненападении на этой пресс-конференции денонсирован.
А Владимир Путин тем временем спохватился, что не все еще сказал, и добавил:
- Да, можно предположить, что письменных договоренностей между Польшей и Германией не было. Но если в один день польские, венгерские и немецкие войска вошли на территорию Чехословакии, значит, тут что-то было!
- Начало войны - это пакт Молотова-Риббентропа,- пожал тогда плечами господин Туск,- это не тезис, который должен вызывать удивление у российской стороны. Так или иначе, но Германия напала на Польшу, а через две недели войска сталинской России вошли на территорию Польши.
Тормозов у участников этой пресс-конференции больше не было.
- Расстрелянные польские бойцы - это тоже факты,- продолжал Дональд Туск,- и никто эти факты не может вычеркнуть! Каждый должен ответить своей совестью! Два страшнейших тоталитаризма договорились, а потом вершили судьбу других стран!
Он оговорился, впрочем, что Красная армия все-таки освободила Польшу, но оговорился цитатой одного из польских писателей: "Советские бойцы освободили нашу землю, но не смогли дать нам свободу, потому что сами не были свободны".
На этой пресс-конференции можно было ставить точку. Владимир Путин и Дональд Туск ее и поставили. Говорить и правда было больше не о чем.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1230146