В этом году совпали Пасха и Первомай. Совпали светлый праздник Воскресения Бога-человека и светлый праздник Человека труда. Этим постом я продолжу тему Труда
, о роли которого в формировании человека уже
писала.
Исходно бывший Днем борьбы за права трудового человека, в советское время Первомай превратился в праздник Труда. Я родилась и выросла в Советском Союзе, бороться за права трудового человека не было нужды. Я была свободна в выборе профессии, искала то, к чему лежала душа, не задумываясь об оплате, социальных гарантиях, выбирая не средства к жизни (как это приходится делать многим сейчас), а саму жизнь. Демонстрации тогда воспринимала как действо единения: вот как нас много, и мы все вместе. Поскольку государство утверждало, что именно труд сделал человека, то праздник этот естественным образом превращался в праздник создания человека как родового существа, способного к сознательному преображению мира. Это сейчас я так формулирую, тогда же вообще на эту тему не думала, но лозунги «Мир! Труд! Май!» разделяла безоговорочно.
Поэтому сегодня - немного о труде и создании человека. Можно соглашаться или не соглашаться с доказательствами креационизма или эволюции, однако независимо от точки зрения на происхождение человека сторонники этих концепций вряд ли будут возражать, что человек отличается от животных в том числе и способностью мышления. А мышление у новорожденного и взрослого человека различается. Как показала практика воспитания слепоглухих детей, именно деятельность, то есть труд, позволяет добиться развития мышления.
Простое прикосновение к телу такого ребенка не инициировали ни мышления, ни движения. Даже голод не побуждал слепоглухого ребенка к осознанному движению: будучи голодным, ребенок не двигался на запах пищи. Игрушки, вложенные в руки, не вызывали интерес и не побуждали ребенка к познанию - он их тут же ронял. Советский философ Эвальд Ильенков, формулируя и обосновывая разработанные на практике Александром Мещеряковым принципы воспитания слепоглухих детей,
писал: без специального воспитания слепоглухой ребенок не знает даже, что у него есть собственные руки, и навсегда остается несамостоятельным отростком материнского тела. В этом случае ребенка невозможно научить говорить, читать, мыслить.
Только после приучения ребенка к самостоятельным действиям собственной рукой - то есть к труду - такое становилось возможным. Действие собственными руками сначала для удовлетворения своих потребностей (самообслуживания), а потом и для изменения окружающего мира пробуждали в ребенке человеческую способность мыслить и давали старт дальнейшему развитию. Только в результате самостоятельных действий формировались у ребенка механизмы управления своей деятельностью. Однажды сформированная способность действовать самостоятельно становится неодолимой потребностью, и в дальнейшем сказывается во всем, в том числе и в формировании способности пользоваться языком как средством мышления. Таким образом, мышление развивается у маленького ребенка в том числе - и в первую очередь - через деятельность, то есть через труд.
И хоть в некоторых регионах празднества по случаю Первомая отменили из-за Пасхи, я не вижу никакого противоречия между праздниками Воскресения Бога-человека и Рождения человека. Ибо Христос проповедовал и уважение к труду, и солидарность. «Трудящийся достоин награды за труды свои» - говорил он, а одна из главных христианских заповедей гласит: «Возлюби ближнего как самого себя». Со светлым праздником всех поздравляю! И с Пасхой - днем Воскресения Христа, и с Первомаем - Днем труда и международным Днем солидарности трудящихся.