Иногда встречаю поражающее незнание отдельными молодыми людьми сути гитлеровского национал-социализма. На основании названия НСДАП (Национал-социалистическая германская рабочая партия) ее порой сравнивают с социалистами. Хотя социалисты основываются на равенстве людей и необходимости равномерного распределения благ между всеми людьми, тогда как гитлеровская идеология - крайне правая, основанная на признании аристократизма и неравенства людей в обществе.
Аксиому о неравенстве людей Гитлер доводил до логического конца и утверждал, что ее нужно применять не только к разным народам, но и к людям внутри каждого народа. Поэтому социальные идеи Гитлер рассматривал не как следствие равноправия людей, а как жертву, необходимую для сплочения нации. Он писал, что какие бы хозяйственные уступки ни были сделаны трудящимся, они ничто в сравнении с той громадной пользой, которую получит вся нация, если благодаря уступкам удастся вернуть эти слои под знамена нации. С их помощью Гитлер собирался привлечь на свою сторону рабочих, уже «зараженных» социалистическими идеями. При этом слово «социалистическая» в названии партии не означало, что НСДАП покушалась на основы капитализма. Именно поэтому в советское время это слово в названии партии переводили на русский язык как «социалистская» - чтобы не было путаницы с партиями, стоящими на классических социалистических идеях.
21 мая 1930 года в беседе с
Отто Штрассером о возможности национализации крупных предприятий Гитлер
отмечал, что национал-социалисты будут вмешиваться в работу предприятий, только если владельцы откажутся действовать в интересах национального государства. Но что даже в этом случае вовсе нет нужды национализировать предприятия. Что нет никаких оснований для того, чтобы делать рабочих участниками прибылей предприятия или привлекать их к руководству. А на возражения, что в таком случае название партии может ввести в заблуждение народные массы, он ответил: «Название "социалистическая" неудачно. Во всяком случае, оно означает не то, что мы должны социализировать предприятие, а только то, что мы можем это сделать, если их владельцы будут действовать во вред интересам нации». Очевидно, что таким «неудачным» названием предполагалось привлечь марксистски настроенные рабочие массы на свою сторону.