Государство, культура и игра в напёрстки

Jun 19, 2015 20:07



Я уже писала, что государство не должно финансировать духовный террор - государство и является-то легитимным постольку, поскольку защищает интересы своих граждан. Потому и не имеет права без веских оснований причинять гражданам боль.Так что меня обрадовала государственная политика в области культуры, которую Мединский представил в статье «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию», опубликованной Известиями.

Вот то, что мне показалось главным: «Но культура, по моему глубокому убеждению, в основе своей - это не "объект рынка". Логикой "кто девушку ужинает..." здесь ограничиваться было бы ошибочно. Культура - это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты. И в этом пространстве государство представляет интересы избирателя, налогоплательщика, "потребителя культурной продукции" - то есть народа России. Следовательно, требования к содержанию творческого продукта - это не право государства, а его обязанность, делегированная обществом».
«постоянная дискуссия художника и власти есть непременное свойство живого развития культуры. [...] такая дискуссия должна строго в поле признания общих ценностей - общих и для художника, и для власти, и для общества. Какие ценности мы имеем в виду?

• Ценность созидательного труда.
• Развитие личности как залог общего процветания.
• Служение Отечеству.
• Единство и преемственность тысячелетней истории России.
• Историческое единство судеб народов России и дружественных народов, многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР.
• Ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием, и всеми традиционными для России религиями - начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей.

Мы должны поощрять и инициировать творческую деятельность в поле именно этих бесспорных и естественных ценностей. А в той части художественного творчества, которую государство прямо субсидирует, мы на этих ценностях настаиваем.
То есть государство в творчестве ничего не запрещает. Но не всё оплачивает.».

К чему я вообще пишу об этой, само собой разумеющейся, но почему-то только сейчас пришедшей на ум нашим государственным деятелям культурной политике? Да потому что эта политика прищемила хвост отдельным культурным деятелям, желающим выпендриться за государственный счет. Кажется странным, что главная мысль - «государство не должно оплачивать то, что вредно для общества», кому-то не нравится. Однако это так, и те, кому она не нравится, пытаются в меру своей наглости с это политикой бороться. Почему наглости? Ну, потому что в борьбе этой опускаются до откровенного вранья.

Пример - режиссер Юрий Грымов. Диву даешься, видя, как Грымов редактирует статью Мединского. Обвиняя Мединского в игре в наперстки, Грымов сам это делает, выдавая свое творчество за мнение Мединского.

Ну, например, придираясь к выражению, что обязанность государства - «обеспечивать сохранение, преемственность и приумножение нравственных ценностей российской цивилизации», Грымов выдумывает, будто Мединский претендует на создание новых ценностей. Возможно, слово «приумножение» по отношению к ценностям, действительно, неудачно, но только дураку может прийти мысль, будто под этим имеется в виду придумывание новых ценностей (Грымов дурак? вряд ли). У слова «приумножение» ведь есть еще значение «усиление», «наращивание», а не только «увеличение количества». Почему бы не усиливать значимость традиционных ценностей? Может, потому что Грымову более дороги какие-то другие ценности? Ну так и говори, а не манипулируй текстом в надежде, что читатель не полезет в первоисточник проверять, обманываешь ты его или нет! Мединский ведь дальше конкретно называет ценности, в поле которых государство должно поощрять и инициировать творческую деятельность.

Или, например, Грымов придумывает, будто для Мединского тысячелетняя отечественная культура начинается с XVIII века, потому что именно в то время появился механизм государственного финансирования культуры. Опять откровенная ложь. Мединский говорит о тысячелетней культуре! Но рассматривает механизм государственного финансирования с XVIII века, потому что обсуждается именно вопрос финансирования.

Ну, там много таких манипуляций. Но наглость, с которой Грымов лжет, поражает. Возможно, его просто задели за больное. Мединский ведь обвиняет творческие элиты в разрушении СССР. Видимо, на Грымове шапка и горит, требует самозащиты любым способом. Грымов, кстати, является генеральным продюсером телеканала ДОЖДЬ - во всяком случае информация об этом размещена на сайте Грымова. Не отсюда ли ветер дует?

культура

Previous post Next post
Up