Содержание учебных программ

Nov 15, 2014 23:31


Образовательные программы, которые реализуются в школах, разрабатываются в соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС). За все, что гражданин захочет получить сверх программы, ему придется платить, так как бесплатное образование у нас гарантируется в соответствии с ФГОС. Сейчас школа находится в процессе перехода на ФГОС нового поколения, принципиально отличащиеся от старых (начальная школа уже перешла, с 2015-2016 года перейдут 5-е классы, к 2020 году планируется переход  старшеклассников).

Старые стандарты 2004 года (Начальное и Основное общее образование и Среднее (полное) общее образование) были написаны с указанием ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - конкретных тем, которые должны быть включены в образовательные программы для естественных, гуманитарных и точных наук, литературных произведений для литературы, т.е. по стандартам 2004 г. было гарантировано бесплатное изучение указанного в государственных стандартах материала.

В настоящее время в развитии российской системы образования знаниево-ориентированный подход сменился на личностно-ориентированный. В связи с этим в новых ФГОС упор делается на личностный рост ученика, а не на изучение учебных предметов. При наличии  массы красивых слов о саморазвитии, осознанности,  самостоятельности и учете индивидуальных особенностей в стандартах не указаны конкретные темы для изучения. И это обстоятельство может позволить включать (или не включать) в образовательные программы любые темы. Именно отсутствие конкретики в новых стандартах сделало возможным появление скандальной программы по литературе, в которой из списка литературы был исключен Николай Лесков, зато вставлен для обязательного изучения Эппель.

Новые ФГОС предусматривают внеурочную деятельность, и это дает основание для организации в школах бесплатных кружков. Однако благодаря размытым формулировкам  в учебные программы на уроках можно втиснуть абсолютно любое содержание, а отсутствие единого содержания сделает невозможным формирование единого образовательного пространства на территории России, экспертизу учебников, разработку КИМов для ЕГЭ. Поэтому новые ФГОС подверглись критике со стороны педагогов. Однако только после проведения 9 февраля 2013 года учредительного съезда Родительского Всероссийского Сопротивления и создания Союза патриотических родительских организаций, остро поставивших вопрос о разрушительности реформы образования и привлекших внимание властей к появлению неприемлемых образовательных программ, чиновники были вынуждены прислушаться к специалистам и признать проблему. 26 февраля 2013 года на заседании комитета Госдумы по образованию депутаты поручили Минобрнауки разработать и утвердить требования по содержательной части ФГОС для старшеклассников. Готовая версия ожидалась к 1 сентября 2013 года (с этого времени часть школ в экспериментальном порядке перешла на работу по новым ФГОС для старшеклассников). Прошло полтора года, а воз и ныне там - ФГОС по-прежнему не содержит конкретной содержательной части.

Вместо закрепления минимума содержания в ФГОС Минобрнауки решило вынести на обсуждение разработку примерных образовательных программ. С 1 сентября текущего года на специально разработанном сайте проходит обсуждение программы для 5-9 классов, а 14 ноября в Москве  состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Примерная основная образовательная программа основного общего образования: от проекта к реализации»

Какой будет программа - покажет время. Однако ее утверждение вовсе не означает создание единого образовательного пространства в РФ. Ведь среди критериев для оценки образовательной деятельности организаций не предусмотрена объективная оценка освоения детьми учебных программ http://r-v-s.su/news/2014/obuchenie-ili-razvlechenie, а значит и не исключено, что для части населения программа может быть реализована только формально и на бумаге - в планах и отчетах.

Previous post Next post
Up