Преемственность поколений - это очевидный факт, влияющий на развитие человечества. От того, насколько удачно старшим членам общества удается передать детям накопленные знания, умения и навыки, зависит успешность сообщества. Такая передача позволяет выходить за границы развития конкретного человека, установленные краткостью человеческой жизни. Каждое новое поколение имеет возможность использовать уровень развития, достигнутый прошлыми поколениями. И этот уровень становится некой стартовой точкой, основой для дальнейшего развития, для дальнейших достижений, которые в свою очередь будут переданы детям и внукам.
Другими словами, человек может учитывать опыт не только свой, но и предшествовавших поколений. В техническом прогрессе данные положения очевидны. Будь иначе - никогда бы не были найдены ответы на многие вопросы, человечество смирялось бы перед эпидемиями и не вышло бы в космос. Иное дело - духовное и эмоциональное развитие. Здесь передача достигнутого уровня новым поколениям мало заметна, и кажется, будто каждый ребенок свой духовный и эмоциональный путь всегда начинает с нуля. Однако благодаря зависимости ребенка от родителей на первых этапах жизни и эмоциям, связывающим членов семьи, происходит трансляция накопленного опыта и в этой сфере. От родителей к детям идет передача отношения к добру и злу, оценок поступков. Родители, помня вложенное с детства в них самих, а также последствия своего самостоятельного выбора в моральной сфере, собственные ошибки и достижения, вкладывают в детей свое видение мира, свои ценности и чаяния. И маленький человек, чья личность формируется под влиянием семьи и общества, имеет возможность опираться на уже достигнутое/опробованное/проверенное старшими поколениями. Более того, наличие за плечами человека опыта его предков придает ему силы (вне зависимости от того, как это достигается - осознанием, ощущением или верой, у всех - по-разному).
Таким образом, обеспечение преемственности поколений - точка силы любого общества, ведь она увеличивает возможности как конкретных людей, так и всего сообщества в целом. И нет ничего удивительного в том, что при наличии субъекта, стремящегося общество разрушить, на эту точку силы идут постоянные атаки. В современном мире при существующих технических и информационных технологиях разорвать связь между поколениями намного легче, чем раньше. Заветам отцов и дедов, выстраданным кровью, с помощью средств массовой информации противопоставляются противоположные ценности и соблазны. Сущность данного метода очень четко сформулирована Джозефом Наем, автором концепта «мягкой силы»: для достижения своей цели необходимо заставить объекты воздействия «хотеть того, чего хотите вы»
http://gazeta.eot.su/article/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%8B-%C2%AB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%C2%BB-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. При этом одновременная атака на семейные ценности облегчает разрыв между поколениями.
Вторая мировая война показала качества советского народа, позволившие отстоять его независимость и победить фашизм. По признаниям немецких руководителей, это были вера в идею, любовь к Отечеству и товарищество
http://gazeta.eot.su/article/zlo-est-dobro-dobro-est-zlo. Именно по этим точкам и наносились удары во время холодной войны - противостояния капиталистического Запада и социалистического СССР. Причин развала Советского Союза много, и одна из них несомненна: поражение в холодной войне государства, выигравшего горячую войну, во многом было обусловлено подавлением его сильных точек.
Всего лишь несколько поколений жили при социализме. Вера в коммунистическую идею - в возможность построения нового справедливого общества, в котором свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех, - была относительно молода. Эту веру, несмотря на близость коммунистического идеала к православному, несмотря на успехи в развитии государства (достижения в областях образования, медицины, науки), несмотря на очевидность скрепления коммунистической идеей в одно целое многонационального народа СССР удалось разрушить у значительной части общества (следствием чего стало закрепление в Конституции вообще запрета на какую-либо государственную идеологию).
Другие два качества - любовь к Отечеству и тяга к коллективизму - передавались из века в век, от поколения к поколению (т.е. обеспечивались преемственностью поколений). Разрушить их оказалось значительно труднее. Возможно, именно поэтому сейчас идут атаки на ячейку общества, позволяющую связывать разные поколения - на семью. Коллективизму противопоставляются соблазны индивидуализма и эгоистического поведения под видом свободы. Всячески замалчиваются возможность и преимущества индивидуального развития в коллективе. Любовь к Отечеству пытаются ослабить, призывая к консолидации по этническому признаку и разжигая национальную рознь. И одновременно с этим наносится удар по другой точке силы - преемственности поколений.
Ослабить связь между поколениями можно разными способами. Например, через искусство - путем создания притягательных образов героев без прошлого, живущих здесь и сейчас. Или через публицистику, внушая мысли о неизбежности конфликтов поколений и даже провозглашая такие конфликты движущей силой общества. Еще одним действенным ударом по условиям передачи жизненного опыта от отцов к детям являются ювенальные технологии - технологии «освобождения» детей от родителей под видом обеспечения прав детей. Образ родителей демонизируется и за счет этого проталкиваются законы, осложняющие воспитание.
В настоящее время в России фактически построена система, контролирующая семью на предмет обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего
http://base.garant.ru/12116087/1/. Органы и учреждения этой системы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи и т.д.) обязаны выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении (ст.9 п.2). Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - это «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия» (ст. 1). При этом, «требования к воспитанию и содержанию» законом не определены, что дает возможность расширительно толковать данный критерий в зависимости от исходных установок конкретных исполнителей. Отнесение ребенка в статус «находящегося в социально опасном положении» в свою очередь открывает дорогу к проведению индивидуальной профилактической работы с ним и с его семьей - для устранения причин такого положения. И в этом смысле большую обеспокоенность вызывают семинары для работников данной системы, проводимые западными структурами. На таких семинарах возможно ВНЕДРЕНИЕ ЗАПАДНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ и соответственно влиять на действия сотрудников системы профилактики безнадзорности. Например, в России принуждение к учебе или к домашней работе, а также наказание с помощью запретов являются нормой
http://gazeta.eot.su/article/chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho, в то время как на Западе принято многие меры воспитания - запреты и принуждение - трактовать как моральное и психологическое насилие над ребенком. Таким образом, система контроля, созданная во благо ребенка, может оказаться инструментом, несущим ребенку вред с точки зрения русской культуры воспитания (поскольку «благо» понятие относительное, и его определение зависит от исходных установок - базисных элементов и ценностей того, в чьих руках инструмент находится).
Также в связи с вышесказанным следует обратить внимание, что по законопроекту «О психологической помощи населению», который сейчас рассматривается в Комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей
http://r-v-s.su/zaklyuchenie-na-proekt-federalnogo-zakona-o-psihologicheskoy-pomoshchi-naseleniyu, оказание психологической помощи детям может осуществляться без согласия родителей - как в случае признания ребенка в социально опасном положении (а такое признание зависит от исходных установок чиновников), так и просто в целях профилактики. Это означает, что родители будут лишены возможности контролировать, в каком направлении идет психическое развитие ребенка, а значит их влияние на ребенка безусловно будет ослаблено. В случае если родители не несут угрозы ребенку (таких родителей, любящих ребенка и делающих все возможное для его блага, - подавляющее большинство!), то ослабление их влияния будет неоправданным, а ПОД УГРОЗОЙ ОКАЖЕТСЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ. Таким образом, в целях недопущения разрыва связей между поколениями необходимо требовать изменения данных положений законопроекта.