Ответ на вызов

Apr 25, 2015 23:11

Речь пойдет о необходимых составляющих в развитии человека. Технологии, которыми владеет человечество, непрерывно развиваются, тогда как сам человек остается практически неизменным. Несоответствие развития техники и развития человека - это вызов, на который должен отвечать ВЕСЬ МИР, ибо опасные технологии в руках неразвитого человека способны уничтожить само человечество. Для выхода из этого тупика нужно либо снижать технологический потенциал человечества, либо повышать человеческий потенциал. Советский проект был вариантом второго способа - способа сокращения разрыва через поднятие человека, через улучшение человека.

image Click to view


"Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех" - так описывается коммунизм в "Коммунистическом манифесте" Маркса и Энгельса. О том, что вкладывал Маркс в понятие "развитие каждого" при коммунизме, можно увидеть по его Экономическо-философским рукописям 1844 года.Маркс писал об эмансипации человеческих чувств и свойств, о развитии человека до такой степени, чтобы человеческая сущность стала для него естественной сущностью. Именно поэтому после Октябрьской революции большевики огромное значение придавали образованию.

В 1920 году, в разгар гражданской войны и послереволюционной разрухи Россию посетил английский писатель Герберт Уэллс. Вот как он описывал в своей книге "Россия во мгле" положение с образованием в послереволюционной России, сравнивая его с царской Россией 1914 года:

"Хотя мне не удалось лично повидаться с Луначарским, я сумел познакомиться со многим, что сделано им в области народного просвещения.


Основной материал, с которым приходится иметь дело работнику народного просвещения, - это люди, а в них, во всяком случае, Россия все еще не испытывает недостатка; так что в этом отношении Луначарский находится в лучшем положении, чем большинство его коллег. И должен признаться, что работа большевиков в этой области, к которой я сперва отнесся с большим недоверием и предубеждением, показалась мне поразительно плодотворной, если принять во внимание стоящие перед ними огромные трудности.

Начало знакомства Герберта Уэллса с образовательной системой оказалось неудачным. Желая сделать ему приятное, его спутники "подготовили" школу к посещению. Уэллс это очень быстро понял, так как дети, отвечая на вопросы, подозрительно много знали о творчестве Уэллса и практически ничего об английских классиках. Тогда Уэллс решил застать "врасплох" какую-нибудь другую школу:

"Через три дня я внезапно отменил всю свою утреннюю программу и потребовал, чтобы мне немедленно показали другую школу, любую школу поблизости. Я был уверен, что первый раз меня вводили в заблуждение и теперь-то я попаду в поистине скверную школу. На самом деле все, что я увидел, было гораздо лучше - и здание, и оборудование, и дисциплина школьников. Побывав на уроках, я убедился в том, что обучение поставлено превосходно. Большинство учителей - женщины средних лет; они производят впечатление опытных педагогов. Я выбрал урок геометрии, так как он излагается универсальным языком чертежей на доске. Мне показали также массу отличных чертежей и макетов, сделанных учениками. Школа располагает большим количеством наглядных пособий; из них мне особенно понравилась хорошо подобранная серия пейзажей для преподавания географии. Там есть также много химических и физических приборов, и они, несомненно, хорошо используются. Я видел, как готовили обед для детей, - в Советской России дети питаются в школе; он был вкусно сварен из продуктов гораздо лучшего качества, чем обед, который мы видели в районной кухне. Все в этой школе производило несравненно лучшее впечатление. Под конец мы решили проверить необычайную популярность Герберта Уэллса среди русских подростков. Никто из этих детей никогда не слыхал о нем. В школьной библиотеке не было ни одной его книги. Это окончательно убедило меня в том, что я нахожусь в совершенно нормальном учебном заведении.

Теперь я понял, что в первой школе меня вовсе не хотели ввести в заблуждение относительно состояния обучения в России, как я решил в гневе, а все произошло потому, что мой литературный друг, критик г. Чуковский, горячо желая показать мне, как меня любят в России, подготовил эту невинную инсценировку, слегка позабыв о всей серьезности моей миссии.

В результате Герберт Уэллс делает следующие выводы:

"После того как я собрал дополнительный материал и обменялся впечатлениями с теми, кто побывал в России, в частности с д-ром Хэйденом Гэстом, который тоже "застал врасплох" несколько школ в Москве, я пришел к убеждению, что в условиях колоссальных трудностей в Советской России непрерывно идет грандиозная работа по народному просвещению и что, несмотря на всю тяжесть положения в стране, количество школ в городах и качество преподавания неизмеримо выросли со времен царского режима. (Все это, как и в других случаях, почти не касается крестьянства, за исключением некоторых "показательных" районов). Школы, которые я видел, не отличались от хороших средних школ Англии. Туда принимают всех, и делаются попытки ввести обязательное обучение. Конечно, Россия сталкивается с особыми затруднениями. Во многих школах не хватает учителей; не всегда удается заставить посещать занятия детей, которые предпочитают заниматься уличной торговлей. Большая часть нелегальной торговли в России ведется детьми. Их труднее поймать, чем взрослых; к тому же русские коммунисты - убежденные противники наказания детей. А русские дети развиваются поразительно быстро для северян."

Советское государство добилось значительных успехов в образовании - оно по праву считалось одним из лучших в мире. Однако того, что делалось в СССР для развития человека, оказалось недостаточно для победы человеческой сущности над животной - в противном случае население не купилось бы в своей массе на соблазн "иметь", преподнесенный ему методами "мягкой силы" Джзефа Ная, и страна не ушла бы с коммунистического пути развития.

Что было упущено при совершенствовании человека во время строительства социализма? Возможно, свою роль сыграл отказ от учета важности метафизической составляющей в существовании людей. Ведь поступки человека порой невозможно объяснить только рациональным размышлением и эмоциями. А значит, налицо существование неких предельных оснований для "человеческого поведения", неподдающихся анализу сухим расчетом при наблюдении со стороны.

Так может, ортодоксальным коммунистам (если они, конечно, хотят взять реванш) стоит перестать относиться с презрением к религии и к тем силам, что даются людям, познавшим нечто на метафизическом уровне?

любовь, технологии, коммунизм, человек, Кургинян

Previous post Next post
Up