Средневековый танец в наше время

Jul 22, 2008 18:13

Глаза большей части человечества устремлены вперед, к научным открытиям и к эре Hi-Tech. В моде популярно все, что ново и неизвестно, но несколько тысяч людей оборачиваются назад, чтобы прикоснуться к прошлому, которое затерялось в современном ритме жизни.

Средние века - это тот пласт истории, к которому возвращаются писатели, поэты, историки и реконструкторы. Несмотря на такое внимание, Средневековье упорно не желает раскрывать всех своих тайн, оно окутано неоднозначностью, недосказанностью и спорами, которые еще долго не утихнут.
Если устройство замков, оружие рыцарей, быт монахов, турниры изучены в достаточном объеме, то к изучению средневекового танца ученые и любители приступили не так давно. Известно несколько трактатов по истории танца, среди которых можно найти первый танцевальный трактат первой половины XV века, первый танцевальный учебник ,появившийся в 1416 году в Брюсселе, и принадлежавший Маргарите Савойской, перу Гульельмо да Пезаро принадлежат известные учебники танцев, включающих описания шагов, хореографии и танцевальные мелодии для общественных танцев.

От хоровода к «бассдансу»
До того, как жизнь человека перешла под управление церкви, танцы не имели какой-то строгой структуры, они превращались в импровизацию и исполнялись во время языческих праздников, торжеств по случаю удачного сражения и на свадьбах. Танец был не только необходимым средством разрядки, но и главным развлечением.


(http://www.norge.ru/norwegian_dances/)
На начальном этапе своего распространения христианская религия признавала и допускала священные танцы, а в храмах католической Испании исполнялись не только священные пляски, но и представлялись «священные и набожные фарсы» - религиозные рассказы, разбавленные не слишком благопристойными танцами.
Позже христианство перевело танец из разряда обычного явления в нечто, что не в природе человека, который уже не мог обходиться без веры, как основы моральной жизни и регулятивного принципа. Таким образом, человек Средневековья оказался между двух миров: мир, созданный Творцом и мир земной, близкий человеку, понятный и привычный.
Появление культа куртуазной любви способствовали Аквитания и Прованс, а также Алиенор Аквитанская (ок. 1122 - 1204, наследница Аквитании, французская, а после второго замужества английская королева), которая внесла огромный вклад в развитие Европейской культуры: литературы, поэзии, музыки и танца. Последний с XII века входил в число обычных для рыцаря занятий и выступал как «мирный» вариант турнирам. Обычно, танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу, такой танец во многом напоминал полонез.
К XII веку относятся самые ранние записи ноты светской музыки, которая была тесно взаимосвязана с поэзией и танцами. Одним из самых популярных танцев является кароль, снискавший славу во Франции и Англии, это был танец-песня, которая, возможно, происходит от греческого дифирамба, изначально это был танец, который исполняли только в мае, но позже он стал обязательным в программе любо праздника.
В конце XIII века центром европейской культуры становится Южная Франция, где начинают формироваться танцы, которые в будущем будут распространены во всей Европе. Новые танцы ничего не имитируют, поскольку их главная цель - выразить преклонение перед дамой сердца, что передает не только преклонение колена, но и поклон, который становится важным элементом танца. В XIII век зародился парный придворный танец, в котором обыгрывается любовь к Прекрасной Даме. Кавалер танцевал с дамой не по своему выбору, а по строгому иерархическому этикету.
В Германии парные танцы преследовались, хотя именно в этой стране они получили наибольшее распространение в Средние века. Немецкий бал в то далеко время открывал танец-процессия, а завершал танец, в конце которого был обязателен заключительный поцелуй, который и был кульминацией вечера для танцоров. Но вскоре танец-поцелуй заменил Dreher или Schmoller, возникший в 1404 году, которым заканчивался бал.
В XII веке в моду вошли «бассдансы», состоявшие из двух частей - маскарады и «entremts», то есть - «постановочная часть», последние любили устраивать короли: известные обнаженные сирены Людовика XI и эффектные процессии Филиппа Красивого.
В XII веке придворные стали пренебрегать народными танцами и с XIII века во французской Лотарингии давались куртуазные балы, задававшие тон остальным дворам.
Одним из самых распространенных и красивых был танец с факелами.
До XIV века на балах исполняли канарийский и мавританский танцы. Мориска, упоминаемая Шекспиром в пьесах «Генрих IV» и «Яков I», появилась в Испании и Англии и была необходимой принадлежностью каждого праздника.
Многие раннеанглийские народные танцы были связаны с празднованием 1 мая - День Майского дерева, - один из таких танцев - Maid Marian, невеста Робин Гуда.

Смертельный танец
В эпоху Средних веков человек жил со страхом смерти, что наложило свой отпечаток на культуру того времени: изображение дьявола, смерти, умерших - все это легко найти в средневековых манускриптах, а в танце фигура пляшущей смерти - основной герой. Возможно, обращение к теме смерти в искусстве конца Средневековья связано с эпидемией чумы, которая собрала свой первый страшный «урожай» в 1348-1350 годах, сократив население Европы на треть. Как результат потрясения, который испытали выжившие после сумы, в конце XIV века появился Danse macabre - «Танец смерти», который уравнивал представителей разных сословий и часто перерастал в истерическое веселье. Danse macabre начинался зрелищным шествием, в котором чередовались фигуры в костюмах живых и мертвых. Затем следовала быстрая пляска, во время которой один из танцоров падал, изображая мертвого, в то время как другие продолжали танцевать вокруг него, изображая оплакивание покойника. Если мертвеца изображала девушка, то к жизни ее возвращал поцелуй мужчины, если же мертвого играл мужчина, то его целовали женщины. После «воскрешения» следовал безудержный хороводный пляс.
Церковный синод запрещал исполнение Danse macabre в святых местах и на кладбищах, исходя из этого, историки пришли к заключению, что «Танец смерти» был широко распространен среди народа.
Хроники и документы 13-14 вв. пестрят историями об одержимости танцем и рассказах о том, как в время христианских праздников народ внезапно начинал петь и танцевать у храмов, мешая проходившей в них церковной службе. И эти безумные танцы наблюдались во всех странах, например, в Италии они получили название «тарантелла», а Германии были известны, как «пляска святого Витта».

Viva, жизнь!
После мрачных годов чумы и образа танцующей смерти, пришло время жизни, земных радостей и новых форм танца.
В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между деревенскими групповыми танцами и придворными, однако еще не появилось жесткое разделение в социальном плане: рыцари часто кружили в деревенском хороводе, а сельские жители подражали придворным танцам, как умели. Крестьяне «отрывались» во всю силу своей природы и непосредственности, выписывая такие кренделя, что современные исполнители «хип-хопа» позавидовали бы. Знать же даже на деревенских праздниках под открытым небом вела себя согласно этикету, соблюдая рисунки танцев.
Придворный танец становился более манерным, фигурой высшего дворцового искусства стал фигурный танец, во время которого группа танцующих создавала танцевальные построения, согласно строгой последовательности.
Танец превращался в часть придворной жизни, и на его развитие значительно повлияло появление профессиональный преподавателей танца, которые сочетали в себе функции преподавателя танцев, знатока этикета и устроителя балов, от выдумки которого зависело настроение вечера и присутствующих.
В XV веке при дворах исполнялись грациозная павана и гальярда, которые достигли пика своей популярности в XVI веке. Под музыку же паваны шли многие церковные процессии, а некоторые бассдансы часто исполнялись под мелодии псалмов.
Всюду танцевали пассо-меццо, королевскую вольту, некоторые английские придворные танцы, куранту и, безусловно, гальярда, которая являлась общеизвестным танцем, а умение красиво и легко исполнять этот танец значило быть хорошим придворным и танцором.
XV - XVI века часто называют итальянским периодом развития хореографии: создаются первые танцевальные школы, появляется профессия танцмейстера, видные политические деятели… сами пишут музыку и сочиняют танцы, как это делал дож Лоренцо Медичи.
С XVII века законодательницей танцев становится Франция. Но лучшими учителями в Париже были итальянцы.


Павана (с сайта http://www.stihi.ru/poems/)
Средневековый танец в XXI веке
Как бы странно это ни прозвучало, но и в век техники живут люди Средневековья: они танцуют, создают мечи, изучают архивы в поисках неизвестного, но очень важного. Реконструкторы средневекового танца - не исключение.
Известно, что в Европе исторический танец делят по следующим периодам:
- средневековые танцы (реконструируются по фрескам, гравюрам, заметкам на полях молитвенных книг, описаниям в поэмах);
- танцы эпохи Возрождения (по сохранившимся итальянским и французским учебникам танцев, издававшимся с середины XV века);
- танцы рококо и барокко (Франция);
- танцы елизаветинской эпохи (Англия).
И вам остается лишь выбрать, музыку какого века вы хотите услышать. Возможно, вы пожелаете исполнить гальярду (называли romana, romanesque), которую танцевали студенты на всех своих праздниках, со шляпой и шпагой. Или вас увлечет ритм турдиона.
Дамы, наверняка, будут околдованы бранлем, танцем со свечой, который так любила Маргарита Валуа. Или же вы поделаете исполнить «Suppostiti», который исполнялся в Ватикане…
Средневековые танцы, балы - это не просто «дискотеки», это то, что позволить хотя бы слегка коснуться ушедшего времени, создать свой костюм выбранной эпохи, окунуться в атмосферу придворного бала и танцевать те танца, которым более двух сотен лет.
Если вы только знакомитесь со средневековыми танцами, то полезно будет сходить на открытые балы разных школ, побеседовать с преподавателями и решить, хотите ли вы часть своей жизни посвятить старинным танцам, остановить на время стрелки часов и вернуться в романтическое Средневековье, которое, по большем счету, таковым не было, но… Слишком велик соблазн погрузиться в сказку, где важен поклон кавалера, изящный взмах веера и легкое кокетство, помноженное на флирт.

Учитель танцев
Одним из самых известных преподавателей танцев в эпоху Средних веков был Гульельмо да Пезаро, также известный под именем Джованни Амброзио, который внес большой вклад в изучение средневековых танцев. Да Пезаро служил был танцмейстером при дворах Медичи и Изабеллы д’Эсте. Именно да Пезаро написал самый ранний из известных танцевальных учебников.
Память об известном учителе танцев сохранена и по сей день - в Италии ежегодно проводится конкурс и вручается премия Гульельмо да Пезаро за достижения в области хореографии.

В Петербурге средневековому танцу можно обучиться в ансамблях «Рококо», «Фарандола», в школе старинного танца «Виланелла», в студии «Персона вива».

Матийченко Юлия
статья для журнала "Линия танца".

история, статьи

Previous post Next post
Up