Кто только не высказывался о бурных событиях в Украине, раздирающейся между Востоком и Западом, между Россией и Евросоюзом, от различных экономистов до многочисленных политологов и политиков, кроме историков…
А для историков эти события не являются неожиданными...
Очередной повтор, тенденция, старая «хроническая» проблема, подобное уже было в истории украинского народа много раз…
К происходящему на Украине политики в России должны быть готовы сегодня и впредь; они должны знать историческую правду, исторический опыт. И для этого я покажу табуированную разными сторонами по различным причинам историю. Раскрою её - «разгерметизирую», как это делают аналитики в закрытых докладах для правительства, спецслужб и в западных институтах, фондах и организациях занимающихся на международном уровне политологией, политтехнологиями и различными «рыжими» революциями.
По степени моей внутренней свободы мне это сделать легче, чем политикам, зажатым политесными ограничениями или академическим ученым, рискующим иметь неприятности на работе и критики со стороны СМИ. К тому же - мне эту тему осветить проще других, потому что я об этой истории уже давно писал в своих книгах.
Понятно, что правда бывает неприятной, поэтому её и стараются скрыть, и поэтому предвижу, что своей «разгерметизацией» наживу немало недоброжелателей. Но без этого не получиться сделать адекватной, верной оценки, и не получиться сделать верных выводов, в том числе и на будущее.
В любом случае польза будет всем: недовольные моей трактовкой получат дополнительный вариант для анализа, размышления и, возможно, частичного дополнения; доброжелатели получат тоже увеличение вариантности и более полную картину, и многие читатели получат пользу от просвещения и повод самим покопаться в интересной истории. Многие, вероятно, уже заметили, что у меня не получается писать коротко. Для убедительности пишу подробно, обстоятельно.
Сразу отмечу: исторический аспект (фактор) является только одним из нескольких, которые следует рассматривать в связи сегодняшней ситуацией в Украине.
Итак, почему для историков бурная раздрайная ситуация в Украине не является неожиданностью? Поясню. Вначале представим славян - как большую славянскую семью, с похожим языком, культурой, менталитетом, общей историей; где восточные славяне: русские, белорусы и украинцы - это родные братья, или - один народ, разделенный в ходе исторического процесса на три части, а остальные славянские народы - это их двоюродные братья (сербы, чехи, словаки, поляки, болгары и т.д.), которые за последние 30 лет уже отошли от России, Белоруссии и Украины на Запад, примкнули к Евросоюзу. Причины этого рассмотрим позже, а пока можно отметить, что недавно сербы отошли на Запад в результате всенародного референдума, по большинству предпочтения.
А теперь и один из трёх родных восточных братьев - украинец стал колебаться: уйти подальше от России на Запад, примкнуть к Евросоюзу или нет? Эту ситуацию спровоцировал Запад, Евросоюз, предложив Украине подписать якобы выгодное соглашение. Это якобы соблазнительное предложение Евросоюза высветило внутреннюю разность предпочтений в Украине и раздрай, который мы неравнодушно наблюдаем. Каждый из трёх восточных родных братьев имеет свои некоторые специфические отличия в менталитете, обусловленные суммой нескольких факторов: немного историей и исторической, генной памятью, немного культурной спецификой, и даже в немалой степени эта специфика менталитета и культуры обусловлена географией местожительства народа и особенностями ландшафта, территории проживания, это когда-то довольно убедительно объяснил итальянский ученый Черазе Ломброзо.
Сильное влияние имеет также и геополитическое положение народа, а начале 17 веке в неравных условиях с соседями начал формироваться и обособляться молодой украинский народ, окруженный с трех сторон уже более старыми и более сформировавшимися народами: поляками, турками и русскими («москалями») живущие в Московском царстве, которые к этому времени создали мощные государства: Польшу, Россию и Османскую империю. Поэтому вытекающая из этой ситуации необходимость часто заставляла украинских лидеров «маневрировать» (вплоть до того момента, пока «украинцы» не состоялись - «пригрелись» - в рамках Советской Империи, а затем снова оказались отданными на «волю ветров» - прим. ред.).
Специфика менталитета белоруса, русского и украинца имеет свои, отличные от других братьев черты. В данном случае нас интересует специфика менталитета только украинца.
ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА СВЯЗАННЫЕ С «ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ» ПРОБЛЕМОЙ
А каковы особенности территории Украины на момент формирования украинского народа и в последующие столетия? Напомню - что вплоть до 17 века не было ни Малороссии, ни Украины, ни украинцев - это бесспорный исторический факт. В те времена условия проживания вдоль Днепра, если не учитывать периодические военные угрозы с разных сторон, были замечательными: богатейший чернозем, шикарное побережье Днепра и Черного моря и отсутствие границ на Восток, а последняя особенность - это: потрясающая Свобода, Воля и вольница. Последнее закономерно обусловило такое явление - как Вольное Казачество и его специфический менталитет.
Принципиально подобное явление - казачество - не могло возникнуть в народах, со всех сторон наглухо зажатых границами и соседними государствами. Например, у чехов, венгров, германцев, испанцев, голландцев и т.д., и даже у белорусов: недовольным, обиженным и свободолюбивым не куда было убегать от жестокой власти и богатых притеснителей, а пробиваться через другие государства на вольный Восток с семьёй или даже в одиночку было сложно. Казачество могло возникнуть к 17 веку только в России, Польше и в Османской империи, ибо у этих государств фактически не было чётких восточных границ - шла вольная степь, по которой в основном «гуляли» донские и запорожские казаки, или польский вариант - козаки, и булгарские и крымские татары и башкиры.
Специфику образовавшегося менталитета славянского народа, жившего на восточном краю Польши и у южных границ (краёв) России (государства Московского) - украинцев - прекрасно описал выходец из мелкопоместной шляхты Николай Яновский, более известный у нас как великий русский писатель и мыслитель Николай Гоголь в своём знаменитом произведении «Тарас Бульба». Из этой книги и соответствующего фильма мы помним одну из картин: семья мелкопоместного шляхтича Тараса Бульбы, домой из польского (Краковского) университета возвращаются два его сына - молодца, сидят они в хате за столом и обсуждают - что делать дальше. Батя (Тарас) не говорит, что теперь им необходимо помогать ему по хозяйству: пахать, молоть или выпасать скот. Он и сам этого не делает, хотя мы видим, что стол ломится от различных яств. Можно только догадаться, что на этой сверхплодородной земле у него работают нанятые работники (холопы) или привезенные из походов пленные (парабки).
И батя своим сыновьям советует: пока молодые и необременные семьёй, - присоединяйтесь к вольным романтикам-грабителям на Сечи. И они туда едут, и он вместе с ними, оставляя мать и дом. А там после разгульного отдых (веселых пьянок и драк) решают: куда и кого пойдём грабить и брать в полон, и решили - ближе и богаче Польша, и поехали к ближайшему польскому городу, и затем попали на закономерный «ответ» с неприятными последствиями. Эти события описаны уже после того, как Богдан Хмельницкий поднял в Польше восстание, сегодня это назвали бы - оранжевой революцией, приведшей к разделу Польши и отделению от неё восточных территорий.
А чуть позже напишу про исторические факты - как этот менталитет вольницы и геополитическое положение отразились на судьбе украинских казаков, на их истории и на истории их соседей - русских, поляков, турок и крымских татар, как этот менталитет изменялся и формировался.