4 экспоната, которые объясняют Кавказ

Oct 11, 2015 15:29

На ВДНХ прошла выставка под названием «Кавказ». Ее устроила анонимная «Группа „Безудержные“ - это художественный коллектив, который не занимается производством художественных объектов. На самом деле интерес группы составляют антропологические и социокультурные исследования.




Три пары остроносых ботинок

«В Дагестане есть известные обувщики по имени Асап Асапов и Ахмед Ахмедов. Это не шутка: их правда так зовут. Они получили от «Безудержных», так сказать, культурное задание, которое умещается в одну строчку: «Через три пары обуви покажите эволюцию кавказских туфель от XIX века к XXI веку». Объект располагается в центре экспозиции не случайно. Туфли - это важная антропологическая деталь, которая характеризует кавказских мужчин. Есть расхожий стереотип, что они любят остроносую обувь. Мы считаем, что особенная любовь к такой обуви в регионе, возможно, имеет скрытую дорефлексивную природу. Один из самых правомерных стереотипов о кавказском воине - сильная, обросшая романтическими мифологемами связь с боевым конём. Если изначально носок обуви закругляли, чтобы эффективнее фиксировать ногу в стремени, то сегодня удлиняющийся нос туфли пытается компенсаторно зацепиться за разорвавшуюся в XX веке историческую связь с боевым другом, фантомной болью отзывающейся в сердце джигита».




«Азербайджанский бургер»

«Единственный современный художник, который участвует в выставке, - Фархад Фарзалиев. Одна из его работ - «Азербайджанский бургер». Это композиция из кошелька, пачки сигарет, мобильного телефона и ключей. Практика инвентаризации культурных явлений, часто незаметных невооружённому глазу и недоотрефлексированных даже людьми, которые эти максимы являют, свойственна творчеству Фарзалиева. Эта композиция называется бургером, потому что состоит из нескольких слоёв. Она появляется, когда кавказский мужчина заходит в ресторан, и первое, что он делает - это выкладывает на стол «всё своё богатство». Через эти репрезентанты просматривается его сигнатура, то есть какие социальные сигналы он подаёт. Кошелёк Porsche говорит о сопричастности миру дорогих автомобилей. На тонких сигаретах написано предупреждение о вреде курения на английском языке, то есть это импортные, «дьютифришные», эксклюзивные сигареты. Мобильный телефон Nokia Luna носят только очень солидные мужчины, которые «занимаются делами». Его отличает характерный щелчок, с которым он открывается. Ну и ключи от автомобиля. То есть человек, приходя в ресторан, как бы вышвыривает, кладёт на стол собственную самость, нарочито предъявляя её окружающим».




Заглушки для ремней безопасности

«Я впервые увидел эту вещь, когда сел в шикарный навороченный автомобиль своего мегрельского друга. Эти заглушки вставляют в отверстия для ремней безопасности, чтобы система безопасности не подавала сигнал в виде писка. Интересно и то, что вставляют их ещё и туда, где они не пищат, то есть в машину, не оборудованную этой технологией, просто шика ради. Но здесь тоже есть несколько скрытых значений. Одно из них - пренебрежение правилами техники безопасности. Но это и современная интерпретация джигитства».




«Угги» «от» «Шанель»

«Этот экспонат не об уггах и не о стразах и даже не о поддельных вещах. Обувь UGG, чей бренд вообще-то закреплён за одноимённой австралийской фирмой, украшен искусственным жемчугом и значком Chanel. Это говорит об очень особенном отношении к брендам на Кавказе. О том, что бренд, по сути, «выковыривается» из аутентичного контекста, поскольку всем очевидно, что такое Chanel и что такое UGG и что они в принципе не могут существовать вместе, потому что это две принципиальные максимы двух не связанных друг с другом брендов. Таким образом, бренд на Кавказе превращается в чистый орнамент».

Кавказ, нравы

Previous post Next post
Up