Кто там интересовался тюремными наколками? Получайте!
Aug 09, 2015 21:15
Фотограф Сергей Васильев решил восполнить пробелы в историях знаменитого Данцига Балдаева, которые описал жизнь и нравы в тюрьме Санкт-Петербурга. Такого рода детали нашей культуры принято не обсуждать и даже сторониться упоминания, однако это не лишает их реальности. До сих пор криминальные татуировки являются не просто изображениями, они выполняют роль целой истории на теле человека, со своими символами и своими шифрами.
Данциг Балдаев (Danzig Baldaev), чей отец был объявлен врагом народа, регулярно приходил в тюрьму "Кресты" Санкт Петербурга. Именно эти посещения отца за решеткой и дали толчок Данцигу изучать, документировать и запечатлевать такое проявление культуры, как татуировки заключенных. Это не были просто случайные наколки там-сям, это были целые поэмы в изображениях, занимающие все тело, это была история и характер, это были законы и правила, воспроизведенные с помощью чернил.
За каждой татуировкой стояла своя история. И это уже не говоря о том, как именно делались эти наколки - в антисанитарных условиях, сделанных с помощью самодельных чернил и иголок. Так легко передавались инфекции, но о таких мелочах мало кто тогда заботился - здоровье и безопасность в этих местах имели второстепенное значение. Такие татуировки были картой по воспоминаниям заключенных, они были сигналом для остальных, чего следует ожидать.
Все истории и иллюстрации Данцига были собраны во втором томе Энциклопедии российских тюремных татуировок (всего их три тома). Эти книги стали настолько информативны, что сейчас даже есть сообщество на Tumblr, которое пытается переводить записи Балдаева. Одним из таких увлеченных этой темой стал фотограф Сергей Васильев, который решил восполнить недостающие кусочки паззла.
Между 1989 и 1993 годами Сергей Васильев посещал ту же самую тюрьму (сейчас она называется следственным изолятором), но в отличие от Балдаева, не для того, чтобы зарисовывать и расшифровывать татуировки, а для того, чтобы сделать фотографии. Они стали достойными иллюстрациями тем историям, которые читатели должны были только рисовать в своем воображении. Татуировки стали не просто реальнее - теперь зритель может воочию видеть, кому они принадлежат, сопоставить скрытый смысл изображений с лицами их обладателей и чуть глубже погрузиться в странный мир криминальных татуировок - тему, которая до сих пор считается неприличной для обсуждения в обществе.
После освобождения отца Балдаева в 1940 году «за недоказанностью», Данциг работал в системе МВД, в том числе охранником в той же тюрьме, где когда-то содержали его отца. Данциг стал автором многочисленных рисунков об ужасах ГУЛага, которые он создал в конце 80-х годов на основе собранного фольклора.