Писал я уже несколько раз о том, что в Москве решили контролировать цены на лекарственные средства. Но, как оказалось, не все правильно поняли эту инициативу. Если вы приходите в аптеку и просите ацетилсолициловую кислоту, а вам говорят, что такой нет и предлагают Аспирин УПСА, который в десятки раз дороже, то это не означает, что аптека завышает цены. Аптека и сама покупает этот Аспирин достаточно дорого у производителя или посредника.
И вот, чтобы больше не было такой путаницы, хочу вас немного просветить. Текст не мой, но прочитать его стоит.
Если говорить упрощенно, в мире фармбизнеса есть две ключевые фигуры: собственно фармкомпания и аптечные организации. Первые разрабатывают, тестируют, производят и отгружают ритейлерам лекарственные средства, вторые их продают. Определимся сразу с двумя важными терминами: торговое название и МНН.
Вы замечали, что на упаковках с препаратами почти всегда два наименования: большое и яркое и едва заметное и труднопроизносимое? Первое - это торговое название. Оно придумывается и присваивается каждой компанией индивидуально. Второе - это МНН - международное непатентованное наименование, действующее вещество, которое не может быть изменено. На сегодняшний день МНН в мире около 7,5 тысяч. Торговых же названий в десятки раз больше.
[Читать дальше...]Фармкомпании условно делятся на две группы: те, кто вкладывают деньги в поиск новых лекарств, и те, кто выпускает уже известные препараты, редко вкладываясь во что-то новое. Провести четкую границу между ними тяжело. Исходя из этого в мире есть оригинальные лекарственные средства и дженерики. С первыми всё понятно: компания придумала, протестировала лекарство, признала его эффективным, определила, что польза превосходит наносимый вред (да-да, все лекарства наносят вред) и, получив разрешение у контролирующих органов, выпустила препарат в продажу. Начиная с этого времени на препарат действует патентная защита на протяжении нескольких лет, в течение которого на рынке присутствует только один препарат с этим действующим веществом. В стоимость препарата вложены стоимость сырья, затраты на транспортировку, зарплаты, затраты на исследования - очень много пунктов. Естественно, с учетом всего этого оригинальные препараты поступают в продажу по сравнительно высокой цене. Сравнительно с чем? С дженериками, которые появляются в продаже вскоре после окончания действия той самой патентной защиты. К примеру, препарат Ч от повышенного давления стоит 3000 рублей, а его дженерик - 300 рублей. «Зашибись!» - подумали вы и побежали покупать дженерик. Но самая большая проблема дженериков в том состоит, что их качество зачастую никак не контролируется вышестоящими органами. Иными словами, компания-производитель чаще всего проводит самоконтроль качества и выпускает на рынок лекарство, не прошедшее достаточные клинические испытания. Более того, в целях экономии фармкомпания может приобрести сырье ненадлежащего качества, из-за чего эффективность может резко снизиться, а также использовать иные нейтральные вещества, необходимые для придания лекарству его формы (например, лактоза), из-за чего реально попадающая в организм доза лекарства по сравнению с оригинальной формулой может снижаться.
Если вы осилили эту портянку, но до сих пор не поняли, о чем я, приведу более жизненный пример. Предположим, автомобильный концерн разработал новый автомобиль бизнес-класса, специально разработал новый двигатель с инновационной системой впрыска топлива, создал с нуля новейший механизм для переключения передач, сделал уникальные «неубиваемые» тормозные колодки и выпустил на рынок. Автомобиль вышел идеальным, все счастливы. Но через год аналогичный автомобиль выпускает какой-нибудь малоизвестный азиатский производитель, который взял за основу ту же технологию, но не имея должным образом подготовленных специалистов и оборудования, выпустил автомобиль внешне такой же, при этом гораздо дешевле, но сев в него после оригинального автомобиля, вы понимаете, что в работе он несравнимо хуже.
Но зато дешевле.
Был у меня на 6 курсе наглядный опыт приёма дженерика. Женщина, 62 года, стенокардия напряжения, артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, сахарный диабет, короче, стандартный набор. В стационаре ей был назначен хороший препарат от гипертонии, который успешно снизил давление до планируемых цифр, но выписавшись домой, женщина узнала, что этот препарат сравнительно дорогой (по-моему, он стоил порядка 500 рублей за 28 таблеток). В результате в аптеке ей предлагают дженерик, который она приобрела по цене - внимание! - 62,5 рубля. Через две недели женщина попадает в больницу с гипертоническим кризом и жалобами, что дешевый заменитель препарат снижал давление несравнимо хуже, а под конец вообще перестал. Наш преподаватель по возвращении в учебную комнату задал очень правильный вопрос: что же такого надо сделать, чтобы снизить стоимость препарата на 450 рублей?
Разумеется, далеко не все дженерики плохие. Есть ряд препаратов, которые можно заменять на дешевые аналоги, особенно если уже есть успешный опыт их использования. Универсального совета, как избежать плохой препарат, не существует. Если вы пришли в аптеку с рецептом, вам могут предложить несколько препаратов-аналогов с одним и тем МНН (это важно, поскольку в задачу фармацевта не входит радикально изменить вам препарат - за такое по головке не гладят), и почти все они будут дженериками. И тут начинается другая часть - по какому принципу фармацевт будет эти самые препараты вам предлагать.
На самом деле фармацевт в 90% случаев не заинтересован в том, чтобы продать вам препарат подороже. В большинстве крупных аптек существует список продвигаемых товаров, за которые фармацевт получит небольшую (да-да, совсем небольшую - от 3 до 30 рублей) надбавку к зарплате. Самое интересное заключается в том, что почти все продвигаемые препараты дешевле аналогичных средств от конкурентов. Когда я работал в аптеке (может быть теперь что-то поменялось, но не уверен), у нас были рекомендации по порядку предложения товаров покупателю. Думаете, то, что первое предложили и есть продвигаемая позиция? Нет :) Часто это бывают и вторые, и третьи упаковки, извлекаемые из ящика. Могу сказать лишь, что рядовой пользователь почти никогда не узнает, что милая девушка в белом халате улыбается вам только потому, что ей очень надо продать эту упаковку и выполнить конский план.
За сим, пожалуй, всё. Дам пару советов, которые помогут немного разобраться в происходящем: 1. Между оригиналом и дженериком разница всегда в цене, которая возникает из-за отсутствия необходимости строго контролировать качество дженериков. Не знаю, как вы, а я в большинстве случаев выберу оригинал. 2. Но не все дженерики плохие. Хорошие врачи эти препараты знают, как и знают их пациенты со стажем. Лучший способ - завести хорошего, опытного врача или фармацевта и уточняться у него. 3. Фармацевты не меняют по своему усмотрению препараты, написанные врачом на рецепте, препараты от сердца, антибиотики. В некоторых аптеках за такое даже делают выговор.