Плохой конец плохого года.
В четверг (я узнал только вчера ночью) умер Борис Владимирович Орехов - один из немногих классных преподавателей в КИСИ, настоящий архитектор, художник, Человек с большой буквы. Собственно, в нашей "архитектуре", а тем более "архитектурном университете" таких людей можно пересчитать по пальцам одной руки.
Особо замечу, что Борис Владимирович был человеком удивительной, болезненной скромности. Именно поэтому, набирая в гугле естественное, казалось бы, словосочетание, "архитектор Борис Орехов", вы не найдете НИЧЕГО, кроме, разве что, этой заметки в Олькином блоге.
http://bykovaov.blogspot.com/2012/04/blog-post.html а набирая оксюморон вроде "архитектор Сергей Бабушкин" получите с десяток тысяч результатов. Мне знакома такая скромность, даже слишком - мой батя, хирург Иван Иванович Пономаренко, написал две, что-ли, диссертации своим "друзьям", кучу статей им же, вечно всех подменял на дежурствах-авралах, потому что считал, что хирург должен оперировать, а не заниматься писаниной (может, потому, что пример оказался печален, я теперь больше занимаюсь писаниной, чем проектированием - пошел по пути наименьшего сопротивления). Но в том, что я все-же проектирую - ну, по-крайней мере, лет 8-10 активно проектировал, заслуга именно Орехова. Хм. Да я вообще в институт-то этот ходил (ну, курса со второго-третьего), чтобы поговорить с Борисом Владимировичем (мне повезло, я был в его мастерской по проектированию - вроде как "основному" предмету, на деле безбожно зажатому всяким бредом вроде ТСП или материаловедения (где мы рисовали, например, кирпичи и щебень акварелью). Ходил посмотреть, как он клеит макетики "онлайн", ну и позажиматься на лекциях с отличницей Ольгой Быковой)))
На первом курсе я туда вообще не ходил, а пилил деревья и красил карнизы по всему Киеву.
Мы, дураки дурацкие, помню, всегда обижались на Орехова, потому что он, на наш взгляд, никогда не "отстаивал" и не "вытягивал" оценки на наших поточных проектах (это вроде курсовых, но 4 раза в год - ну там, комиссия ходит, смотрят, как мини-диплом). У меня, например, были чуть не одни тройки, пятерок две - собственно, дипломы. Теперь я понимаю, в чем дело - ему это просто казалось неважным. В самом деле, какая разница, что думает о хорошем, годном, проекте, какой-нибудь Ткаленко (ТМ) или Хмелев (ТМ) - кто в теме, тот понял?
Борису Владимировичу, несмотря на старания почти всех остальных преподавателей, удалось научить меня и еще кучу народу, наверное, главному - не "чертить план и поднимать стены" и не "рисовать объем, а потом втискивать в него планы", а делать это параллельно. Это умение он развивал в нас, студентах, непрерывным черновым макетированием, считая макет краеугольным камнем проектирования, даже и в "эпоху 3Д". Не скажу, чтоб по моему раздолбайству, до меня дошло хотя бы 50% того, что могло дойти, но даже этого хватает для того, чтоб, проектируя, испытывать радость и удовлетворение сделанной работой - а что еще нужно, в общем-то?
А теперь я еще и писать научился, и на машинке...
Это я к тому, что вот возьму и напишу про него большую, красивую статью с живописью его, с проектами, с фотками и т.д. Потом.
А пока - спасибо Вам еще раз, Борис Владимирович!