Гатчинские гардемарины #кбСвояШкола

Mar 05, 2018 11:43

Произошло то, что не часто случается в практике музейного проектирования. Живая экспозиция вышла почти неотличимой от эскизов, сделанных на самом первом этапе работы над ней. Для сравнения - кроме фотографий, выкладываю листы из 3D-проекта.
Удивительно тем более, что с самого начала, благодаря бодрому вхождению в тему и детали будущей экспозиции, моделировали вполне неуловимые, атмосферные вещи. Понятно стало, что необходимо создать не только оригинальные витрины, не только стилизовать и изготовить энное количество табуретов («банки», как из называют на флоте), не только внедрить в небольшое выставочное пространство массу фотографий, справиться с непростым, «рукодельным», контентом… Но надо передать нетривиальные чувства, испытываемые людьми, о которых мы рассказываем. А они ощущали себя немного - героями книг о путешествиях и подвигах, их переживания шли от чистого, юного сердца. Они испытывали гордость и от того, что уже могут считать себя будущими офицерами. И от того, что осознавали, в каком месте проведут пять лет жизни. Остро, по-своему - они ощущали связь времен. И ту долю ответственности, что налагает на них такая биографическая география.



1. Это кубрик курсантов

21 февраля в Гатчинском дворце открыли новую постоянную экспозицию «Гатчинские гардемарины». Весьма нетривиальную для бывшей царской резиденции - кажется, такой нет ни в одном дворцовом пригороде Петербурга. Она не о дореволюционном бытии и быте. Она о том, что здесь происходило в середине прошлого века. Так случилось, что в Гатчинском дворце в течение почти десятилетия жили и учились курсанты военно-морских училищ, гардемарины Советского союза.
Ситуация парадоксальная. До моря - далеко, да и дворец, сыгравший серьезную роль в истории русской армии, практически не связан с историей флота. И вот в 1952 году здесь располагается Гидрографическое училище, а затем, с 1954 года - Высшее военно-морское радио-техническое (ВВМИРТУ).
Что так же парадоксально для этого места, «Гатчинские гардемарины» - не парадная экспозиция. Почти нет официоза, портретов руководителей и преподавателей, материалов из госархивов. Основные экспонаты предоставлены самими бывшими курсантами, которые трогательно хранят память о годах учебы на протяжении шестидесяти лет. Не только память, но и множество вещей. Внушительные фотоальбомы и отдельные фотографии, рисунки-зарисовки, часть которых весьма хороши, конспекты, значки, медали, иллюстрированные произведения самиздата, вещи, изготовление которых в курсантском быту было делом обычным - от самодельных блях и зажигалок до расписанной вручную футболки подводника.
Один из самых трогательных экспонатов - искусная в изготовлении, тонкой работы шпаргалка по немецкому языку - была обнаружена сотрудниками музея во время ремонтных работ в вентиляционном канале Кухонного каре дворца.
Особенны этикетки. В них нет традиционных формулировок «дар такого-то», «подарено музею тем-то». Перед фамилией и инициалами бывшего курсанта-дарителя значится: «сохранил».
Благодаря тому, что кто-то сохранил подлинные одеяла (те самые, байковые) стало возможным воссоздание кубрика. Спасенные несколько лет назад парты-конторки стали основанием для инсталляции, моделирующей часть учебного класса.
У здешних курсантов, конечно, сложились свои, весьма панибратские, и в то же время - не без налета сакрального - отношения с Павлом Первым, памятник которому на плацу служил центром неофициальных ритуалов. Эти истории так же отражены в курсантской иконографии.
Здесь же, на площади перед дворцом, выпускники училища встречались много лет и десятилетий спустя. Тогда появлялись, кстати, новые артефакты - как, например, свитки со свежими стихами и рисунками; часть из них тоже можно здесь увидеть.
В общем, это и историческая экспозиция, и свидетельство суровой, в то же время - трогательной мужской дружбы. Она о курсантском честолюбии, об офицерской гордости и чести.
Новая экспозиция только начинает рассказ о том, чем жил дворец после 1917 года. Вводной к этой теме можно считать созданную так же «Своей школой» работающую до середины мая выставку «Гатчина. 1917», повествующую о том, как из царской резиденции дворец начал превращаться в музей. И она получилась такой, какой задумывалась.
То негромкая выставка о человеческой драме вокруг начинающейся гражданской войны. Как и «Гатчинские гардемарины» - о мальчишках, мечтающих стать офицерами, моряками, о дружбе между ними. А еще, конечно, были уважение и отзывчивость - в том взаимодействии, которое возникло между бывшими курсантами, среди которых заслуженные военные моряки, ученые, и сотрудниками музея, собравшими экспозицию.



2. Фрагмент инстялляции "Азбука морзе" с использованием фотграфий, сделанных курсантами.



3. Учебный класс аутентичные парты и витрины, созданные "Своей школой" специально для экспозиции "Гатчинские гардемарины".


4. Мультимедийная зона и те самые банки.

XX век, ГМЗ "Гатчина", Своя Школа

Previous post Next post
Up