215 лет назад, 20 сентября 1809 года, в Петербурге родился поэт, драматург и государственный деятель Нестор Васильевич Кукольник
Фрагмент портрета Карла Брюллова, 1836 год / my.tretyakov.ru
Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
От него осталась только легенда. Точнее - пересуды, слухи. Нестор Кукольник - поэт нашумевший, соперничавший с самим Пушкиным, не говоря о Владимире Бенедиктове, приятель лучших из лучших - Карла Брюллова и Михаила Глинки. Песни и романсы, которые написал Глинка на его стихи, бессмертны и памятны всем.
Сын профессора, выдающегося правоведа, Кукольник, по собственному признанию, «увидел свет Божий и Царство Русское из окон здания Санкт-Петербургского университета», ректором которого был его отец. Воспитывался юноша в абсолютно художественной атмосфере: домашний театр, музыкальные вечера, разговоры о живописи и истории - всё это с детства окружало будущего поэта.
Давно отшумели споры о нём, воспитаннике Нежинской гимназии, друге Николая Гоголя, чья популярность во времена Николая I какое-то время превосходила всех русских литераторов. И осталась в истории театра легенда о необыкновенном успехе трагедии в стихах
«Рука Всевышнего Отечество спасла», после которой император назначил личным цензором Кукольника шефа жандармов
Александра Бенкендорфа, который уже выполнял схожие функции по отношению к Пушкину. Собратья по перу, кстати, в большинстве своём относились к Кукольнику критически. Коробили напыщенные монологи его героев и дух «патриотического фарса», превращавший пьесы Нестора Васильевича в прямолинейные иллюстрации к идеологическим установкам николаевского времени. Вдобавок тот был слишком молод и самоуверен. И всё-таки он нашёл единомышленников - да каких! Дружбу Кукольника с композитором Михаилом Глинкой и художником Карлом Брюлловым называли «союзом трёх искусств». «Наружность Кукольника была замечательно неуклюжа. Он был очень высокого роста, с узкими плечами, и держал голову нагнувши; лицо у него было длинное, узкое, с крупными неправильными чертами; глаза маленькие, с насупленными бровями; уши огромные, тем более бросавшиеся в глаза, что голова была слишком мала по его росту», - писала
Авдотья Панаева. А на портрете Брюллова он - романтический красавец. Кто слукавил - художник, мемуаристка или она оба? Мы можем только предполагать.
К. П. Брюллов. Портрет Н. В. Кукольника. 1836
В 1838 году Кукольник написал одно из лучших русских безрифменных лирических стихотворений:
Это стихотворение стало романсом, гениальным по глубине и силе эмоций - «Сомнение». Обыкновенно, рассуждая о нем, мы отдаем должное Глинке и снисходительно говорим о талантах Кукольника, а они в этом произведении достойны друг друга. Иначе не получилось бы и шаляпинского исполнение - он, через годы после смерти авторов, стал третьим в их содружестве, открыв в этом романсе новые глубины… Кукольник написал эти стихи во многом по законам музыки - и получилось гармонично. Кстати, поэт недурно музицировал, даже Глинку не раздражало его игра на фортепьяно.
Всем известен и другой романс Глинки на стихи Кукольника - «Жаворонок»:
В доме Глинки жили певчие птицы, и поэт, и композитор учились у них - и в этой песне благодарил их, замечательных лесных музыкантов. И «Жаворонок» - одно из немногих стихотворений Кукольника, которое все эти годы переиздавали - хотя бы в детских хрестоматиях.
Не менее известна и общая песня друзей, которую они посвятили первой русской железной дороге - «Попутная». Здесь - совсем другая стихия. Сталь, дым, скорость… Глинка точно передал ощущение технического чуда: «Дым столбом - кипит, дымится Пароход… Пестрота, разгул, волненье Ожиданье, нетерпенье…» И всё это - в быстром, нарастающем темпе. Сердце готово выпрыгнуть из груди - такая мелодия. Глинка не только погружал нас в миры легенд и сказаний, но и рассказал в музыке о своем времени, о своей эпохе.
К. Брюллов, М. Глинка и Н. Кукольник. Гравюра с рисунка П. А. Каратыгина, сделанного с натуры в 1842 году Фото: ru.wikipedia.org
Содружество трех творцов принесло нам немало замечательных зарисовок, романсов, стихов... Они творили, кутили, обменивались остротами. Но богемная жизнь оказалась слишком обременительной для Глинки - он не выдержал этого ритма и полюбил уединение. Но мы немного забежали вперед.
Полностью можно прочитать
здесь.