185 лет назад, 19 августа 1839 года французский химик и художник Луи Дагер представил публике изобретение, перевернувшее отношения человечества с визуальностью
Собор Парижской Богоматери на дагерротипе Луи Дагера, 1838 год / Свободные источники
Текст: Фёдор Косичкин
Когда сейчас я слышу стенания, что, дескать, искусственный интеллект оставит без работы честных тружеников множества профессий, которые до сих пор по привычке считаются творческими, от промдизайнера до копирайтера, я пожимаю плечами и вспоминаю судьбу художников. До изобретения фотографии профессия художника была массовой, практически бытовой, как сапожник, и очень востребованной. Парадные портреты могли себе позволить - не столько даже по стоимости, сколько по статусу - исключительно аристократы и самые богатые буржуа, самим фактом заказа портрета стремившиеся заявить: «Мы не хуже!»
Дагеротип с портретом Луи Дагера, 1844 год. Фото: Wikimedia
Но изображение членов семьи, пускай миниатюрное и несовершенное, хотелось иметь перед глазами не только Бурбонам и Ротшильдам. И как раз создание и воспроизведение таких домашних портретов, претендующих на то, чтобы сохранять милые черты, а вовсе не роспись Сикстинской капеллы, давало устойчивый заработок на протяжении столетий честным мастерам - как это описано, например, в «Войне и мире»:
«Подарки состояли из прекрасной работы футляра для карт, севрской ярко-синей чашки с крышкой и с изображениями пастушек и из золотой табакерки с портретом покойного графа, который Пьер заказывал в Петербурге миниатюристу. (Графиня давно желала этого.) Ей не хотелось теперь плакать, и потому она равнодушно посмотрела на портрет и занялась больше футляром».
Фотоаппарат для дагеротипии с 1839 года. Фото: Wikimedia
И вдруг два француза, Дагер и Ньепс, наглядно показали, что никакой художник не нужен, а нужен химик! («Сплошная, брат, химия!») Впрочем, довольно быстро выяснилось, что это не совсем так: желательно всё-таки, чтобы у химика было художественное чутьё. А еще лучше, если, наоборот, портретированием займётся художник, немного поднаторевший в химии.
На это все равно был, разумеется, прорыв. Оказалось, что если уж не мир красок, то мир линий и пятен так же поддается запечатлению, как поддается запечатлению словом мир идей. И что же - художники переквалифицировались в фотографы? Ремесленники - да, а настоящие художники начали искать новые пути выразительности и начали запечатлевать на своих полотнах то, что невозможно ухватить стеклянным глазом светописного (так буквально переводится слово «фотография») прибора: впечатление. Так возник импрессионизм и всё, что за ним последовало.
Сделанная Луи Дагером первая из известных ныне фотографий. Бульвар дю Тампль, Париж, 1838 г. Фото: Wikimedia
Конечно, изобретение Дагера появилось не случайно. К нему вел прогресс научный - неудивительно, что фотография появилась во Франции, в то время мировой научной державе, - и, если так можно выразиться, прогресс эстетический, скорее даже ментальный. Всё больше и больше людей осознавали свою уникальность и своё право знать своих близких, в том числе предыдущих поколений, в лицо. Так что вопрос о способе их относительно недорогого и быстрого запечатлевания назрел.
А. А. Бобринский из первых обратил внимание на изобретение Л. Ж. Дагера. Был другом А. С. Пушкина, Дагеротип. Фотограф неизвестен. 1842 г.
Н. В. Гоголь. Рим, 1845 г. Фотография С. Л. Левицкого
Н. А. Некрасов, 1870-е годы. Фото С. Л. Левицкого
И. С. Тургенев. Дагеротипист О. Биссон. 1847-1850
Ф. И. Тютчев на фото С. Л. Левицкого, 1860-61 г.
Групповой портрет русских писателей А. Н. Островского, И. Ф. Горбунова и А. Н. Майкова (середина 1850-х). Фотография С. Л. Левицкого
1856 г. Сидят слева направо: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. Стоят: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович. Фотография С. Л. Левицкого
Писатель Всеволод Михайлович Гаршин, 1870-е годы. Фотография С. Л. Левицкого
Но, конечно, фотографический ящик Дагера оказался открытым ящиком Пандоры. Помимо лиц бабушек, тотальному запечатлению стали подвергаться пейзажи, дома, целые городские кварталы и монструозные индустриальные постройки, которые не пришло бы в голову запечатлевать никакому придворному живописцу. В них проступила новая, неведомая доселе красота.
Дороти Кэтрин Дрейпер. Первый в истории женский фотопортрет, снятый Джоном Дрейпером в 1840 г.
Утрируя, можно сказать, что красоту Эйфелевой башни можно было разглядеть только через объектив фотоаппарата.
Но, как всегда, при открытии одних дверей (в данном случае - дверей восприятия) закрываются другие. Порой я думаю: как хорошо, что Пушкин не дожил немного до фотографии. То есть, конечно, ужасно, что так мало прожил, тут и обсуждать нечего, но хорошо, что не застал. Представьте себе: вместо поэтических портретов Кипренского и Тропинина, или даже сухой, но по-другому точной литографии Густава Гиппиуса была бы у нас резко растушёванная черно-белая фотография угрюмо-напряженного (потому что на некоторое время надо замереть неподвижно, что для Пушкина было противоестественно) чернявого господина с нелепыми висячими бакенбардами и в еще более нелепых клетчатых панталонах. Нет уж, не надо! У нас есть фотографии молодого Толстого и зрелого Гоголя - и они ничего не дают узнать дополнительно о создателе «Севастопольских рассказов» и «Мертвых душ».
Ну конечно, невозможно отрицать, что за прошедшие 185 лет на фотографию «наросла эстетика». И сейчас образ писателя, человека слова, невозможно отделить от его фотообраза. Достаточно вспомнить «папу Хэма» в водолазном свитере, стоящего на книжной полке в каждой второй квартире советских интеллигентов. Или нарочито контрастная фотография, запечатлевшая рельефное, словно вырубленное долотом лицо Сэмюэля Беккета. Не говоря уж о многочисленных «серёжах есениных» на ветровых стеклах грузовиков. Это может бесить, но это тоже часть его образа.
«Мастерская художника». Дагеротип (1837). Фото: Wikimedia
Фотографии Пушкина нет и быть не может. Пушкин, которого сфотографировали, это уже был бы не Пушкин. Но сейчас фотография стала таким же инструментом познания и запечатления мира, как кисть художника и перо писателя. Станет ли таковым
искусственный интеллект? Да, безусловно; и не через 100 лет, а гораздо раньше, потому что прогресс ускоряется. Луи Дагер не даст соврать.
Пришвин как фотограф.
В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка, позволяющая по-новому взглянуть на «певца русской природы» Охота на Льва. Толстой в неожиданных фотографиях и историях.
Девятого сентября исполняется 190 лет Льву Николаевичу Толстому Десять вещиц Леонида Андреева.
150 лет назад, 9 (21) августа 1871 года в Орле родился Леонид Николаевич Андреев Автор:
Федор Косичкин