Учитель-адепт позитивной психологии, учитель-хулиган или даже учитель-призрак? В жизни таких персонажей встретишь не каждый день, а вот на страницах современных детских повестей - легче лёгкого!
Текст: Ольга Разумихина
Фотографии обложек предоставлены издательствами
Жан-Клод Мурлева. «Третья месть Роберта Путифара». Пер. с франц. Натальи Шаховской. - М.: Белая ворона, 2018
Учитель начальных классов Робер Путифар терпеливо выслушивает поздравления коллег с выходом на пенсию, а затем садится за руль своей малолитражки и едет домой. Его переполняет восторг: только что он навсегда попрощался с ненавистной школой и не менее ненавистными учениками. Правда, некоторые из них до сих пор являются ему в кошмарных снах, заставляя вспоминать пережитые унижения. На следующее утро Путифар достаёт стопку школьных фотографий, берёт чистую тетрадь и выводит на обложке: «Тетрадь мщения». Теперь-то маленькие негодники поплатятся!
«Третья месть Робера Путифара» - редкий случай, когда возглас «В жизни так не бывает!» служит книге не приговором, а высшей из похвал. Жан-Клод Мурлева создал удивительный мир, где одно невероятное событие органично следует за другим. В конце концов, не этого ли заслужил бедняга Путифар, который тридцать семь лет пытался научить детей дисциплине, хотя сам в глубине души всегда был отпетым хулиганом?
Жан-Клод Мурлева - мастер на все руки: мировому читателю он известен как автор романтической прозы и подросткового фэнтези. Но, думается, писать для детей у него получается лучше всего. Похождения Робера Путифара гомерически смешны, а вместо того, чтобы долго и нудно учить читателя, как нужно жить, автор подводит к простой мысли: вообще-то мир не плохой и не хороший - он именно такой, каким мы хотим его видеть.
Энн Файн. «Как курица лапой». Пер. с англ. Дины Крупской. - М.: Самокат, 2018
Говард Честер - ученик начальной школы, ловкий, сообразительный и донельзя саркастичный мальчишка. Его семья постоянно переезжает, поэтому Говард сменил не один десяток школ и научился отлично приспосабливаться к новой обстановке. Честер знает себе цену, легко относится к жизни и видит людей насквозь. А ещё он очень добрый, хотя сам себе в этом не признаётся. Поэтому когда в новой школе Говард сталкивается с восторженной старушкой мисс Тейт, которая обожает каждого своего ученика (а те отвечают ей взаимностью), то сразу настораживается.
Мисс Тейт и правда умудрилась создать в классе атмосферу добра и взаимопомощи. А ещё она посадила новенького за одну парту с Джо Гарднером - улыбчивым и рассеянным мальчишкой, совершенно не поддающимся обучению. Мисс Тейт при каждом удобном случае хвалит и подбадривает Джо и готова объяснять ему один и тот же материал каждый день, но Гарднер понимает, что здесь нужен совсем другой педагогический подход...
«Как курица лапой» - повесть куда более реалистичная, чем «Третья месть Робера Путифара», но это не делает её менее смешной. На страницах книги обитают живые и яркие герои: после прочтения книги немного жалеешь, что в детстве у тебя не было такого друга, как Говард, такой учительницы и таких одноклассников. Отдельной похвалы заслуживает оформление книги: твёрдая обложка, крупный шрифт и трогательные рисунки Марты Журавской.
Антонина Малышева. «Кот забвения». М.: КомпасГид, 2019
Обычное зимнее утро. Ангелина Павловна входит в класс и объявляет детям, что пора доставать двойные листочки. Однако ученики, в том числе главный герой повести - смельчак Гоша, изумлённо таращатся и гадают, почему им послали нового учителя на замену. Ангелина Павловна решает, что класс сговорился, вот только директор школы тоже не узнаёт преподавательницу. За одну ночь все люди, с которыми она общалась, забыли о ней всё подчистую. Сюжет, похожий на одну из серий «Сумеречной зоны», - вот только в бедах Ангелины виноваты не грехи прошлого, а обыкновенный белый кот, который живёт в местном санатории.
Заскучать автор не даёт: буквально на каждой странице повести происходит какое-нибудь необычное событие или явление нового героя. Малышева могла бы сделать из «Кота забвения» полноценный роман, а при желании - даже фэнтези-трилогию. И, пожалуй, произведение от этого только выиграло бы, ведь интересного персонажа мало придумать: его нужно познакомить с читателем, да так, чтобы последний проникся к нему сочувствием. Но в повести «Кот забвения» предлагается сопереживать абстрактному добру, а не конкретным Гоше и Ангелине Павловне.
Помимо «Кота забвения», в книге есть ещё одна повестушка - «Земляника для русалки», вольная фантазия на тему русско-украинского фольклора. Несмотря на любовь автора к мистике, читать книгу совсем не страшно. Зато её можно «расцвечивать» подробностями и пересказывать особо впечатлительным особам. Так что, если ваш младший брат или племянник соберётся поехать в детский лагерь, будет не лишним подкинуть «Кота забвения» в его рюкзак.