Лидер рок-группы «АукцЫон» Леонид Фёдоров представит 12 января на концерте в московском клубе новый сольный альбом. Соавтором известного рок-авангардиста выступил на сей раз Александр Пушкин
Текст: Михаил Визель
Фото из фейсбука Лидии Фёдоровой
На фото: Леонид Фёдоров во Флоренции. Январь 2019
Строго говоря, называть «Гимн чуме» сольным альбомом Фёдорова не совсем корректно: полноценным соучастником записи выступил израильский авант-джазмен Игорь Крутоголов, с которым Фёдоров уже выпустил
несколько пластинок. Но, конечно, этот привычный союз не так изумляет, как использование в качестве текстовой основы 15 композиций хрестоматийных стихотворений Пушкина - «Талисман», «Пророк», «Няне» и даже «Памятник».
Впрочем, настоящее изумление такой выбор может вызвать разве что у тех, кто совсем не следил за прогулками лидера рок-группы с 35-летним стажем на территорию авангарда, которые он предпринимает, один и в компании единомышленников, с 2005 года, начиная с альбома «Безондерс», для которого были использованы стихи Александра Введенского. Затем последовали другие альбомы, на которых в составе сложных музыкальных и звуковых коллажей звучали стихи Введенского, Хлебникова,
Анри Волохонского, Хармса, фрагменты текста «Слова о полку Игореве» и даже библейские
псалмы Давида - правда, не в синодальном переводе, а в переводах того же Волохонского. И вот теперь Пушкин.
Таким образом, можно заметить, что Фёдоров не перешел от классики к авангарду, а, наоборот, - от авангарда через архаику (а самая дремучая архаика - это и есть самый радикальный авангард) пришел к золотой классике. С которой, впрочем, обращается, тоже через призму авангарда.
Большинство из 15 треков часового альбома, открывающегося «Бессонницей», хочется назвать супрематическими. В том смысле, что ведь полотна Малевича вовсе не являются упрощенными до предела изображениями человеческих фигур и пейзажей, как порой ошибочно думают, а выражают восхищение художника перед чистыми линиями, формами и цветами. Точно так же Фёдоров и особенно его напарник - мастер острого слэпового баса и холодного отстраненного фальцета Игорь Крутоголов - вовсе не пытаются передать в музыке «психологию», выразить драматическое развитие сюжета, а нарочито бесстрастно, под однообразный гипнотизирующий ритм как бы позволяют самим собой литься каждому пушкинскому стиху - которому по естественности и полнозвучности нет равных во всей русской поэзии.
Одного этого было бы достаточно. Но Леонид Фёдоров всё-таки не просто неутомимый экспериментатор, но и лидер одной из ведущих русских рок-групп, автор ушедших в народ хитов вроде «Дороги» («Я сам себе и небо и луна»). И один из номеров «Пира во время чумы», «Чижик», имеющий в основе четырехстрочный пушкинский набросок - это типичная «аукцЫоновская» «скоморошина», переходящая, впрочем, в арт-роковый органный пассаж, а другой, «Талисман», - жесткий и заводной рок, отсылающий к давней песне «Моя любовь», с ее гипнотическим трансовым ритмом. А еще два номера - «Мне вас не жаль» и «Надежда» - наоборот, прямо-таки классические русские романсы под гитару. Что, пожалуй, еще неожиданнее, чем «Пророк» с грувом.
«Лета к суровой прозе клонят», - шутил Пушкин, принимаясь за «Повести Белкина». Лидера эпатажной рок-банды летá «поклонили» не только к чистому супрематизму, но и к напевным романсам на стихи Пушкина. Что ж, блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.
Остается добавить, что альбом полностью выложен на
SounCloud и более того:
для публичного скачивания в несжатом wav-формате. Как бы снимая возможные упреки в конъюнктурности и желании подзаработать на классике. И подчёркивая: Пушкин - национальное достояние.