О песне под номером "12", об авторах и исполнителях, о службе и служении...

Oct 27, 2011 16:24

Первое, что после воодушевленного конферанса Ривки Михаэли о песне "Вместе-вдвоём" увидят телезрители, следящие за ходом песенного Фестиваля Израиля в 1979 году, будет не завораживающий своей пластикой выход исполнительницы Хедвы Амрани, а элегантный и повелительный одновременно взлет рук дирижера. Это лишь для программы Фестиваля эта песня будет двенадцатой, а в его жизни - бесчетность "до", бесчетность "после" этого концерта. Исполненных под его управлением, выпестованных в его аранжировках. Ицхак Грациани (1924 - 2003), "Зико", главный дирижер оркестра Армии Обороны Израиля на протяжении сорока одного года - с 1962 и до своего ухода.

יש לי יום יום חג"
"יש לי חג יום יום

"День за днем у меня праздник
Каждый мой день - праздничный"(Из песни Наоми Шемер, прозвучавшей на 60-летнем юбилее (видео) Ицхака Грациани)




фотография - скрин из ролика, который завершает пост


Вот эта самая песня под порядковым номером "12". И ниже несколько слов об её авторах.

image Click to view



Музыку написал, как занятно отметит Ривка Михаэли, "начинающий композитор" Шимон Копеленский. Копеленский (Копелянский) и по сей день, если я не ошибаюсь, является ведущим альтистом Израильского Филармонического оркестра. Но, знаете, и у исполнителей хитросплетений симфонических партитур, перечисление стандартного набора авторов которых - Гайдн-Моцарт-Бетховен и Штраусы всех видов, - думаю, лишь заденет самолюбие читателей начитанных и наслышанных, так, вот, и у самых заядлых "филармонистов" случаются проблески сознания и, побросав свои альты, они наслаждаются написанием простых секвенционных цепочек, которые и делают (почти всегда) песню так легко запоминающейся.




Копеленский родился в Каунасе, закончил Вильнюсскую консерваторию по классу композиции, фортепиано, дирижирования и альта. Осуществить мечту жить в Израиле семье Шимона удалось в 1971 году, и с тех пор он в оркестре Зубина Метты. Песня, которую так вдохновенно исполняет Хедва Амрани, была написана к отборочному конкурсу на Евровидение-1979.

Текст песни был написан Моше Тимором, если я правильно поняла из слов Михаэли, на уже готовую мелодию. Моше (Мошик) Тимор (род. в 1936 году) - известный израильский радиоведущий, из "динозавров" жанра. Услышать его голос можно здесь. Не тембр будет главным. Поразит сила, достоинство решения Тимора внести в свою еженедельную радиопрограмму " שיש אישי" ("Личная пятница") рассказ о потере жены в январе 2010 года... Просто перечитайте текст песни "номер 12", написанной в 1979-м. Может, лишь тогда противоречие времен глаголов - смешение прошедшего и будущего времени - получит свое - уже логическое - объяснение...

И теперь о дирижере.


фотография найдена здесь

Ицхак Грациани родился в 1924 году в Болгарии, в семье, корни которой ведут к еврейству Испании, в городе Русе. И, хотя известная - такая вызывающая на диспут - фраза "поезда из Болгарии уходили пустыми", ожидание депортации в лагере Грациани пройти пришлось. После освобождения Грациани учился в Софийской консерватории. А в 1948 году, уже с женой, дочерью и родителями, репатриировался в Израиль. Тот самый оркестр, который Ицхак ("Зико") будет возглавлять, начиная с 1962 года, и стал местом его срочной службы. Служил трубачом. Очень скоро его талант аранжировщика и композитора также оказался востребованным. С 1952 года Грациани руководил знаменитым израильским хором Цадикова, большинство участников которого были выходцами из Болгарии. А в 1955-м создал при этом хоре детский коллектив, фактически, базу для будущих хористов взрослого состава.

image Click to view


А это кадр из фильма о Наоми Леви, той самой девочке-солистке хора Цадикова, чей талант открыл Грациани.




После совместного выступления Наоми и... Фрэнка Синатры в 1962 году в Тель-Авиве, рядом с Синатрой Ицхак Грациани.

Именно Ицхаку Грациани уступит дирижерский пульт Леонард Бернстайн во время мировой (1962 г.) премьеры своего произведения - симфонии "Кадиш". Перечисление оркестров, которыми дирижировал Грациани, упоминание сцены парижской "Олимпии", музыкальное руководство театральными постановками и циклами радиопередач (например, "Ноев ковчег") - обо всём этом можно прочитать на сайте Оркестра ЦАХАЛа, на листе памяти дирижера. Но, наверное, самой главной сценой были для Грациани те импровизированные и перемещяющиеся в небе, по морю и на суше концертные площадки, легкость музыки которых была часто милосердным снадобьем для тех, кто мог вырваться на эти бесплатные концерты, оплаченные собственной тяжелой службой.

image Click to view





Полковник Ицхак (Зико) Грациани.

Форма ли и погоны, бабочка ли и смокинг, Грациани всегда был подтянут, элегантен, решителен, и, насколько я смогла понять по просмотренному материалу, обладал потрясающе выверенным чувством ритма и умением заражать этой возвышенной пульсацией тех, кому посчастливилось играть с ним и слушать его. Решайте сами, что имел в виду Шауль Мофаз, когда называл Грациани "жезлом Армии Обороны Израиля". Дело в том, что на иврите и "дирижерская палочка", и "жезл" - одно и то же слово.

image Click to view


.

Армия Обороны Израиля, музыка, ЦАХАЛ, Израиль

Previous post Next post
Up