Фернанда Виттгенс

Jul 06, 2023 10:33

Мне вчера-то и надо было всего понять, где, рядом с каким памятником, в каком-то неизвестном мне внутреннем дворике на просторах Италии сфотографировался, в уже далеком, 2001-м, художник Лев Сиркин, архив которого мне посчастливилось исследовать. Спасибо технологиям и друзьям, двориком оказался предвходным в одном из самых известных миланских художественных музеев - Пинакотеке Брера. Мне так нравится выговаривать это слово Брера, в котором рычащих "р" на вкус, больше, чем на глаз и которому этимологи от итальянского приписывают происхождение в закоулках уже вымершего - лангобардского (Б-же мой, сколько их там - вымерших - у подножий башни вавилонской). Нравится, потому что в моем - вечно живом - иврите у этого слова прекрасный смысл: "выбор". А выбор - это всегда свобода...



“Она даже не дала моему секретарю времени, чтобы объявить о ее приходе. И я увидел перед собой женщину, отличную от всех остальных", - мэр Милана Антонио Греппи о Фернанде Виттгенс.

Фернанда Виттгенс, 1903-1957, первая в истории Италии женщина - директор музея. На протяжении долгих лет - правая рука директора художественного музея Пинакотека Брера Эттеро Модильяни, в 1940-м вступившая на этот пост после изгнания Модильяни за четыре года до этого, сохранившая связь с наставником, даже в период, когда с изгнанными на основе расовых законов евреями общаться было чревато, в 1946-м вернувшая этот пост Модильяни и снова подхватившая эту ношу после преждевременной смерти того через год.



Эттеро Модильяни, 1873-1947, директор художественного музея Пинакотека Брера, Милан, в период 1908-1936 гг. После принятия в Италии антиеврейских расовых законов (1938) был поставлен перед ультиматумом властей покинуть страну. Два года до этого, из-за открытого несогласия с политикой министра образования, ставленика Муссоллини, Чезаре де Векки, был вынужден оставить директорский пост. Во время Второй мировой войны скрывался с семьей в деревне в центре Италии. фото: Emilio Sommariva, 1923-24, из коллекции Национальной библиотеки Брайденсе, Милан

Наверное, Фернанду можно назвать миланским Йосефом Орбели. Во время Второй мировой войны она руководила эвакуацией произведений искусства из Бреры, а также из еще двух миланских музеев, лично контролируя доставку в места укрытия. Найти грузовой транспорт в условиях войны - было фантастически нереальной задачей, но ей это удавалось. К лету 1943-го задача была решена.

В 1944-м по доносу Фернанда Виттгенс была арестована и приговорена к нескольким месяцам заключения. Мольбы и уговоры матери и сестер, подать прошение об освобождении по медицинским причинам - наталкивались на отказ.

В письме к семье из тюрьмы Сан-Витторе от 13 сентября 1944 года Фернанда писала:

"Когда цивилизация рушится и человек становится животным, чей же это долг - защищать идеалы цивилизации, даже если за это придется заплатить высокую цену? Слишком просто быть интеллектуалом в мирное время, так же просто, как струсить или "просто" остаться нейтральным, когда возникнет опасность.

Ошибка моих сестер и твоя заключается в вере, что мной якобы двигает лишь доброе сердце или лишь жалость, лишь желание помочь без осознания рисков. Но, нет, на самом деле - это мои твердые намерения, которые отвечают моим жизненным принципам. Я не могу поступать иначе, потому что у меня есть мозг, который думает так, и сердце, которое так чувствует”.

Виттгенс была осуждена и арестована за помощь, которую оказала семье своего учителя, основателя Миланского Института истории искусств, проф. Паоло дАнкона, в числе еще нескольких еврейских семей, пытавшихся пересечь границу со Швейцарией.

В Милане, в парке Праведников, (Giardino dei Giusti, входящий в садовый комплекс Monte Stella) ее дерево - за номером 12.



Рядом - деревья Андрея Сахарова и Василия Гроссмана, Акрама Айлисли и Генри Моргентау, Гарета Джонса и Рафаэля Лемкина, Аристадеса де Сюзе Мендеса и Евгении Гинзбург, Симоны Вайль и Беатрис Ронер, Димитра Пешева и Фритьофа Нансена, Примо Леви и Александра Солженицына, Армина Вегнера и Яна Карского, Марика Эдельмана и Анны Политковской, Моше Бейского и Пьетро Кучикяна...

...Мне так нравится выговаривать это слово Брера, в котором рычащих "р" на вкус, больше, чем на глаз и которому этимологи от итальянского приписывают происхождение в закоулках уже вымершего - лангобардского (Б-же мой, сколько их там - вымерших - у подножий башни вавилонской). Нравится, потому что в моем - вечно живом - иврите у этого слова прекрасный смысл: "выбор". А выбор - это всегда свобода...

В январе этого (2023) года в Италии вышел художественный фильм, посвященный Фернанды Виттгенс. В фильме совершенно б-жественный саундтрек. Композитор - Паоло Вивальди (род. в 1964 г.)...

image Click to view


Шоа, история, Холокост, искусство, героизм

Previous post Next post
Up